Наука со скептицизмом относится к проблеме существования души, но научный интерес все же не раз побуждал исследователей продолжать её поиски. И эти эксперименты порой давали неожиданные результаты.

Бог и душа

Понятия Бога и души всегда находились в некой ассоциативной связке. Практически в любой религии существует стройная система взаимоотношений «всевышнего» и «я», которое имеет продолжение после смерти человека. Биологи и физики же признают условное бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе и Homo sapiens, понимая под этим замещение умерших вновь рожденными.
Медицинские специалисты также считают, что после окончания конкретной жизни, прекращаются не только физиологические, но и мыслительные процессы, связанные с этим человеком. То есть отрицается факт существования души. Объясняется это тем, что имеющимися на сегодня приборами не удалось найти какого-либо физического объяснения загробной жизни. Тех же интеллектуалов, которые пытались доказать обратное, атеисты называют лжеучеными. Впрочем, с богословами они предпочитают не спорить, вежливо намекая на недоказательность их учений. Иначе говоря, если техническими методами удалось бы задокументировать существование души, можно было бы говорить и о справедливости веры в Бога. Или наоборот. Во всяком случае, такова позиция официальной науки.

Геном человека и Бог

Между тем в апреле 2007 года директор проекта генома человека Фрэнсис С. Коллинз, отвечая на вопросы корреспондента CNN, неожиданно сказал, что он верит в существование Бога, хотя раньше был атеистом и не видел ничего такого, что не нельзя было бы объяснить математикой, физикой и химией.

Доктор Коллинз пришел к выводу, что геном человека настолько гениально составлен, что его мог написать только Бог. Ибо речь идет о трех с половиной миллиардах сложных формул, связанных между собой. Он считает, что его открытие является доказательством того, что люди не обладают всеми знаниями, касательно человека, чтобы делать преждевременные выводы, в том числе и о несостоятельности человеческой души. В частности, Коллинз убежден, что ученые до сих пор не определились с тем, что происходит с человеком в момент смерти, поскольку существующие объяснения слишком примитивны по сравнению с тем же геномом человека.

430 атомов души

Профессор кафедр анестезиологии и психологии и по совместительству директор Центра Исследований Сознания в Университете Аризоны доктор Стюарт Хамерофф долгое время занимался проблемами клинической смерти. Он и его британский коллега физик Роджер Пенроуз пришли к выводу, что душа, являя собой некие квантовые соединения, находится и функционирует в микротрубочках клетках головного мозга. Только так можно объяснить процессы, происходящие в мозгу, после прекращения кровоснабжения.

Кажущая на первый взгляд надуманность этой теории находит частичное подтверждение при изучении таких явлений, как навигация птиц и фотосинтез. Более глубокое исследование показало, что они, кроме привычной и понятной биохимии, сопровождаются еще и необъяснимыми квантовыми процессами. О квантовых странностях писали и ученые из группы физиков профессора Герлиха, которые трудились над природой взаимоотношений людей. Они обнаружили соединения, состоящие из 430 атомов, которые, по их мнению, имеют прямое отношение к душе.

21 грамм души

В отличие от современных ученых, оперирующих квантовыми явлениями, медик Дункан Макдугалл, живший сто лет назад, решил взвесить человеческую душу обычными весами. Для этого он определил вес больного туберкулезом до и после смерти. В частности он запротоколировал следующее: «… пациент умер, что внезапно совпало с резким движением стрелки весов к нижнему краю шкалы. Потеря в весе была установлена и равнялась тремя четвертям унции (21 грамм)». Однако немецкие ученые, повторившие в 1988 году опыт Макдугалла на более точных весах, причем исследовав более двухсот человек, зафиксировали потерю лишь 0.01 грамма, что равно весу воздуха последнего выдоха. Интересно, что миф о 21 грамме оказался необыкновенно живучим. Был даже снят фильм с одноименным названием.

Клиническая смерть

И все-таки несоизмеримо больше тех ученых, которые смотрят на сознание, как на нейрохимические процессы, прекращающиеся после смерти. Более того 99.99 % научных специалистов считают, что такого явления, как душа, в природе нет. Впрочем, это не мешает некоторым из них верить в Бога.

«Надежда другой жизни, - писал Уилл Дюран, - дает нам мужество, чтобы встретить нашу собственную смерть». Это всего лишь лекарство от страха. Оппоненты, напротив, считают, что душа – есть, и связывают свою точку зрения переживаниями людей во время клинической смерти.

«Мне сказали, что мое сердце перестало биться, и реанимационные процедуры не дали эффекта, - рассказывает Жанна Д. из Парижа. – Мне же четко виделось, что я взлетела над собой и видела врачей, наклонивших над моим телом. Я понимала, что я умерла, но не было страха, лишь появилось чувство, что не всё успела в этой жизни. Потом я очнулась и увидела хирурга, который поздравил меня с воскрешением и сказал, что я была мертва пять минут».

Кислородное голодание

Доктор Олаф Бланке из Женевы, врач университетской клиники, описал этот «внетелесный опыт», как галлюцинации. Он привел параллели между мозговыми процессами, идущими при кислородном голодании, и теми, что происходят при остановке сердца. Что касается схожести сюжетов, то они навеяны рассказами, которые отпечатались в сознании и проявились в аналогичной ситуации, уверен врач.
С этим согласен и известный американский невролог Кевин Нельсон. «Фактически всё, что видят больные в этих состояниях, это сон в самой медленной его фазе, - считает Кевин Нельсон. – Например, некоторые больные, находящиеся в коме, после пробуждения уверены, что бодрствовали, настолько реальны были их впечатления».
Многочисленные же опросы людей, переживших клиническую смерть, показали, что никто из них не смог рассказать о других деталях, которые были бы им известны, если они и на самом деле «летали над своим телом».

Душа существует и она бессмертна

Астор – Руслан Мадатов

Религиовед, доктор исторических наук, преподаватель на кафедре религиоведения в одном из пражских университетов Руслан МАДАТОВ опубликовал очень интересную статью, в которой привёл доказательства существования души с научной точки зрения. Статья заинтересовала журналистов газеты "ЭХО" и они решили побеседовать с Русланом Вахидовичем непосредственно на эту тему. Ведь если человечество примет факт существования и бессмертия души как научную данность, жизнь на Земле не сможет не преобразиться в лучшую сторону.

– Почему вы считаете, что это знание преобразит жизнь на Земле? Верующие ведь и так признают сей факт.

– Верующие – это одно, а наука , светские правители – это другое. Если мы начнём официально признавать жизнь как очередной этап бытия, мы будем строить ее совершенно по-другому, с гуманистических позиций. Мы начнём понимать, что сможем либо возвыситься на пути самосовершенствования, либо погубить душу ради каких-то сиюминутных благ: денег, власти и т.п.

– Доказательства существования души приводили многие: и ученые, в том числе медики, и религиозные деятели. В чем отличие ваших доказательств?

– Я решил подойти к вопросу одновременно и с научной точки зрения, и с эзотерической, и со строго логической. Чисто религиозных догм я старался не касаться – памятуя о том, что люди с практическим складом ума все дальше и дальше отходят от религии , видя в ней лишь экономический и политический институт. При этом я понимал, что те или иные доказательства уже кто-то приводил, поэтому я не претендую на эксклюзивность. Я исходил из того, что чем больше говорить на эту тему, тем лучше будет для людей – они начнут задумываться над тем, чтобы не портить свою жизнь.

Исходя из научных основ доказательств любой теоремы, я свои доказательства приводил поэтапно. Начнём с сознания . Многие учёные уже признали тот факт, что оно не принадлежит мозгу, а, значит, и физическому телу. А также и то, что оно материально. То, что оно материально, доказывает тот простой факт, что оно существует. А если нечто существует, оно образовано какой-то формой материи, какой – это вопрос второй: если мы не можем что-либо определить, охарактеризовать, из этого не следует, что этой формы материи не существует. Главное, что есть материя и нет пустоты. И вот такой простой вывод наука никак не может решиться сделать!

– Что ей мешает – с вашей точки зрения – сделать такой вывод?

– Прежде всего тот факт, что ещё не смогли договориться о терминах относительно самого понятия материи. Что это такое? То, что мы видим-слышим-осязаем? То, что мы можем, в крайнем случае, зафиксировать какими-то приборами? (Различные лучи, радиацию и т.п.) Да, безусловно. Но лет двести назад ту же радиацию ещё никто не мог зафиксировать. Однако она есть. И была. Как видите, вывод простой, проще некуда: если мы на данном этапе нашего технического развития не можем что-то зафиксировать, это означает только то, что мы пока не придумали нужные приборы, а вовсе не то, что искомого объекта не существует.

Тот же факт, что искомый объект существует, косвенно подтверждается самой же наукой . Вот что утверждают физики: "Выяснилось, что для того чтобы все космические объекты двигались в пространстве так, как они делают это сейчас – вселенная должна быть наполнена какой-то неведомой людям материей ("темной" материей), масса которой по приблизительным расчетам составляет около девяноста процентов от общего числа массы во вселенной ".

Какой из этого вывод? То, что мы можем как-то чем-то зафиксировать, – лишь верхушка айсберга, остальное скрыто от наших органов чувств и приборов. И вполне может статься, что в темных глубинах подводной части айсберга как раз и находится материя сознания.

– Однако, насколько я знаю, уже существуют опыты по "деланию" невидимого видимым.

– Да, например, академик Анатолий Федорович Охатрин , работавший у академика Королева , руководитель лаборатории биолокации и института минералогии, геохимии и кристаллохимии и редких элементов, родоначальник микролептонной теории поля, смог сделать видимыми мысли, изобретя специальный фотоэлектронный аппарат. Вот что он писал на эту тему: "Мы попросили женщину-экстрасенса излучить как бы некое поле, наделив его информацией. Когда она делала это, при помощи фотоэлектронного аппарата мы фиксировали происходящее. На фото было видно, как от окружающей её ауры отделяется нечто вроде облачка и начинает двигаться самостоятельно. Такие мыслеформы, насыщенные определёнными настроениями и эмоциями, могут внедряться в людей и даже оказывать на них влияние". Охатрин не одинок, похожие опыты проводил и профессор Александр Чернетский . Ему удалось сфотографировать мысль человека.

– Могу предположить, что тут началось!.. Наука ответила так, как она и отвечает в таких случаях: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!"

– Совершенно верно, это и началось. Я подробно об этом рассказывать не буду, кому интересно, пусть посмотрит в интернете об опытах этих замечательных учёных. Которые, кстати, были проведены даже не сейчас, а еще в 80-х годах.

– Вы начали с того, что сознание материально, не принадлежит мозгу и физическому телу. Но где конкретно происходит процесс мышления?

– Ответ вроде как на поверхности – в мозге, конечно. При этом ученым так пока и не удалось объяснить механизм, по средствам которого это самое сознание в нем функционирует и как происходит процесс мышления. Правда, были ученые с незашоренным сознанием, например, Наталья Петровна Бехтерева . Вот что писала этот нейрофизиолог с мировым именем: "Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата , профессора Джона Экклза . Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс – это проявление совершенно нового качества...".

Другие ученые приводили в доказательство того, что мышление происходит где-то в другом месте, тот факт, что изменение активности мозга никак не влияет на процесс мышления, ссылаясь на опыты, когда томограф фиксировал активность мозга в коматозном состоянии, в состоянии гипноза . Да и тот факт, что прекрасно оснащенная современная наука до сих пор не нашла в мозге место, в котором локализуется информация, тоже со счетов не сбросишь.

Более ранние опыты – например, аж 20-х годов, – тоже очень интересны. Так, Карл Лэшли , известный в то время исследователь мозга, неопровержимо доказал, что условные рефлексы у крыс не пропадают после удаления поочерёдно совершенно разных участков мозга. Таким образом он показал, что в мозге нет какого-то "специализированного" участка, отвечающего за эти рефлексы.Такой же эффект наблюдается и у людей – при вынужденной ампутации большей части мозга они сохраняют все умственные способности. Всем известен феномен американца Карлоса Родригеса , который живёт без лобных долей мозга (т.е. более 60 процентов мозга у него отсутствует).

И такой пример не единичен. Например, в реферате доктора Робинсона из Парижской академии наук описан случай, когда мужчина дожил до 60-ти лет, вёл нормальную жизнь, получил травму головы, через месяц с лишним умер, и только после вскрытия выяснилось, что мозга у него практически не было ! Была лишь толщиной с листок бумаги оболочка мозгового вещества. У немецкого специалиста Хуфланда (который, кстати, после описанного случая полностью пересмотрел все свои медицинские взгляды) был похожий случай: у умершего пациента, который сохранял свои умственные и физические способности до момента, когда его разбил паралич, в черепной коробке мозга не обнаружилось вообще ! Вместо мозга там было 300 грамм жидкости.

В Голландии в 1976 году умер один из лучших часовщиков страны, 55-летний Ян Герлинг. Вскрытие показало, что у него вместо мозга тоже была жидкость типа воды . В Шотландии, в Шеффилде , врачи были поражены тем, что у студента, имеющего IQ, равный 126, что выше среднего, рентген показал полное отсутствие головного мозга.

– Ну, говорят, что участки мозга способны брать на себя функции утраченных частей...

– Да, способны, и такие случаи также известны. Но водичка в черепной коробке тоже способна?! А случай с шотландским студентом? Если из правила есть исключение, правило уже не работает. Кстати, известная латинская фраза, что из любого правила есть исключение – не что иное, как неправильный перевод: правило не работает, если есть хотя бы одно исключение. Доказательством того, что процесс мышления осуществляется не в мозге, были и опыты психиатра Геннадия Павловича Крохалева , который занимался проблемой регистрирования видений. Он еще в 1979 году получил патент на фотографирование обычными фотоаппаратом и видеокамерой галлюцинаций своих пациентов. Эти фиксации позволяли ему лечить пациентов. А в 2000 году вышла его статья о том, что эти галлюцинации и мысли находятся не в мозге человека, а где-то снаружи.

Прямыми доказательством существования сознания вне тела являются и описания пациентами своих ощущений во время выхода их сознания из тела во время клинической смерти . Таких описаний – сотни тысяч! Люди описывают, как видят себя со стороны, как переносятся за тысячи километров от своего тела и четко рассказывают потом, что там видели, и все совпадает до мельчайших подробностей. И тут уже официальная наука ничего поделать не может, было даже придумано специальное название для таких состояний: "опыт пребывания вне тела ".

– Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что если этому научиться, то слепые от рождения смогут познавать мир!

– Между прочим, слепые от рождения также попадали в состояние клинической смерти и описывали то, что видели. Некоторые утверждают, что это галлюцинация. О какой галлюцинации может идти речь, если человек слеп от рождения и просто не знает, как выглядит то, что он видел?!

– В прошлой нашей беседе вы высказали мысль, что реинкарнация возможна. Так, может быть, эти видения слепых от рождения – просто опыт их прошлой жизни, где они были зрячими?


– Все может быть, это недоказуемо, но и опровергнуть это невозможно. А вот что касается вашего вопроса про "научиться", то есть примеры осознанного отделения сознания от физического тела. Научился этому человек специально или это врожденные способности, это даже неважно. В книге Джеффри Мишлава "Корни сознания" подробно описаны многочисленные исследования феномена выхода из физического тела в Нью-Йоркской лаборатории Американского общества психических исследований. Специалисты лаборатории получили недвусмысленные доказательства того, что при выходе из тела сознания или астрального двойника этот "двойник" четко описывает места, где побывал, делится информацией, которую там собрал. Есть даже примеры воздействия этого "двойника" на физические приборы.

– Все это очень и очень интересно, но какие это имеет отношение непосредственно к доказательству существования души?

– Этими рассказами я подводил в мысли, что человек – не что иное, как некая энергетическая сущность, "одетая" в физическое тело. И сознание – как и душа – не принадлежит телу.

– Я правильно поняла, что сознание в вашем понимании и есть душа?

– Правильно! Сознание есть материальная субстанция неизвестной нам ныне формы материи, которая продолжает существование и после смерти "одежды" – физического тела. И в этом плане бессмертное сознание-душа является более ценным и значимым понятием, чем даже те, что предлагают нам различные верования и религии . В любой религии есть элементы мистики, чудес, то есть всего того, что человек со скептическим и аналитическим складом ума отрицает. Здесь же одна голая физика: душа– сознание существует вне зависимости от религиозных предпочтений, она существует материально, её существование возможно доказать в будущем не косвенно, а прямо – при помощи приборов, которые, я верю, будут созданы. Самое главное – она бессмертна! А значит, мы, отдав концы, не умираем насовсем, как гениально сказал Высоцкий.

– Получается, что вы ставите знак "равно" не только между сознанием и душой, но и между этим и личностью?

– Ставлю! Смело ставлю!

– И моя душа, которая у меня есть, будет существовать всегда?

– Будет, но только само словосочетание "у меня есть душа", на мой взгляд, некорректно. Более того, неправильно. Это все равно как если бы мой костюм сказал: "У меня есть человек по имени Руслан". Вы, я – мы и есть души, одетые в тела!

– А есть ли какие-нибудь доказательства единой системы личности-сознания-души и физического тела?

– Есть, это так называемый фантомный эффект , который описан у очень многих ученых. Все, кто интересуются темой фантомов, должны помнить очень известное фото. Оно снято в специальных лучах. У дерева отсутствует часть ствола и кроны – после удара молнии. Однако на фото мы видим словно бы целое дерево – заметны и несуществующие ветви, ствол и даже листва. Несуществующие в реальности, но запечатленные на фото несуществующие части – как раз фантом дерева. Что это означает? Дерево утратило свои некоторые физические части, но сохранило тонкоматериальные части. Это как бы "душа" дерева. В тонком мире оно существует в первозданном виде. Что и запечатлел фотограф. Фантомные части полностью повторяют форму сущности дерева, его "души" . Фантомный эффект проявляется не только визуально, но и в ощущениях. Давно известен эффект фантомных болей, когда болят (зудят, ноют, чешутся) несуществующие, ампутированные конечности.

Фантомные ощущения бывают настолько сильными, что инвалиды пытаются даже вставать на несуществующую ногу – они её полностью чувствуют. Официальная медицина объясняет это физиологией. Этой самой "физиологией" она объясняет все, чего не может объяснить более внятно. Однако фантомные ощущения есть даже у людей со сломанным позвоночником, а официальная медицина открещивается от этого и говорит, что "по физиологии это невозможно". Но это же есть! Психиатры говорят о психической природе данного феномена, но объяснить фантомные ощущения у инвалидов с детства, которые родились без руки или ноги, не могут и они. Однако получается, что фантомная память о не существовавших никогда конечностях заложена в самой сути человека. Одни говорят – в генах, я скажу – в душе.

– Или это опять память о прошлой жизни, где руки-ноги были на месте?

– Это будет являться лишь дополнительным доказательством бессмертия души.

– Тогда получается, что роль души-сознания-личности гораздо более важна в формировании и организма, и ощущений человека?

– Совершенно верно! Академик Николай Викторович Левашов пишет об этом так: "На вопрос о том, как происходит развитие эмбриона человека (как и любого другого живого организма), бравые биологи и медики, с великой верой в свои знания, часто со снисходительной улыбкой к вопросу невежды, лихо отвечают: "в разных зиготных клетках (клетках эмбриона) появляются разные гормоны и ферменты и, как следствие этого, из одной зиготной клетки развивается мозг, из другой – сердце, из третьей – легкие и т.д., и т.п.".

Но как, как они знают, во что им развиваться? Гены говорят? Как удобно все объяснять генами, тем более никто точно так и не понимает, что это такое! Когда делится первая клетка, появляются две, АБСОЛЮТНО ТОЖДЕСТВЕННЫЕ друг другу! Потом процесс повторяется, и вот уже мы имеем сотни таких же тождественных друг другу клеток! Выходит, что ВСЕ клетки эмбриона имеют тождественную генетику. Так откуда же появляются клетки костей, мозга, ферментов и т.д.? Внятный ответ вам не даст ни один биолог или медик! И если за основу взять материалистическое восприятие мира, основанное на известных нам сегодня законах физики , то ответа не будет НИКОГДА!

– А если принять за основу не материалистическое объяснения мироздания, а наличие души, которая управляет всеми процессами, то ответ будет?

– Мне кажется, это уже все поняли! Кроме официальной науки! (Смеется). Вот смотрите, что пишет тот же Левашов :

"Исследования электрических потенциалов вокруг семян растений дали феноменальные результаты. После обработки данных, ученые (Херолд Берр из Йельского университета и др. ) с удивлением обнаружили, что в трехмерной проекции данные замеров вокруг семечка лютика образуют собой форму взрослого растения лютика. Семечко ещё не легло в благодатную почву, ещё даже не "проклюнулось", а форма взрослого растения уже тут, как тут... Этой энергетической форме нужно было только заполниться атомами и молекулами, чтобы цветок стал настоящим, видимым для наших глаз".

Мне кажется абсолютно очевидным, что душа – и есть та самая матрица, что определяет форму и содержание будущего человека. Да и любого другого существа – нужно быть последовательным, душа есть у всего.

– Но как все это происходит в действительности? Есть оплодотворенная яйцеклетка, которая начала делиться на идентичные клетки... А потом что? К этим сотням одинаковых клеток "приклеивается" какая-то неуловимая пока нашими приборами сущность и начинает управлять конструкцией? Доводить ее до ума – как с тем лютиком?

– Совершенно верно! Недаром практически во всех религиях говорится, что душа появляется не с момента зачатия, а позже – когда есть к чему "приклеиться". Мозг человека в этом случае является неким приемником, который принимает информацию от личности-сознания-души. Информацию – руководство к действию. Недаром нейроны мозга очень похожи на приемопередающее устройство даже чисто внешне! Это вам скажет любой биолог, знакомый с физическими электрическими схемами.

– Если нейроны мозга могут принимать информацию от души, словно радио, то они должны уметь – по идее – и передавать информацию в окружающее пространство? Может, этим можно объяснить и телепатические способности, и ясновидение? И передачу мыслей на расстояние?

– Мне кажется, это очевидно! Академик Наталья Петровна Бехтерева , перед которой я просто преклоняюсь, говорит на эту тему вот что: "Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозгу, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики – по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности электромагнитными волнами, осуществляемой в процессе лечебной электромагнитной стимуляцией легко доказывается развивающимся эффектом...". Какие ещё нужны доказательства? Только физические. Ждём от физиков нужных приборов!

– В принципе, все понятно. Но давайте ещё раз коснёмся темы реинкарнации. Как теория реинкарнации вписывается в ваши доказательства существования и бессмертия души?

– Сам факт реинкарнации доказывает если не бессмертие, то очень и очень долгую жизнь души, по крайней мере, сроком в несколько человеческих жизней.

– Есть слишком много случаев, документально зафиксированных учеными, чтобы от этого можно было отмахнуться. Приведу лишь парочку. В 70-х годах в Берлине 12-летняя девочка после травмы заговорила на итальянском, которого не знала, как на родном. Но не просто заговорила, а утверждала, что она итальянка, Розетта , и родилась в 1887 году. Назвала и адрес, где жила. Родители повезли девочку по этому адресу в Италию, дверь открыла старушка. Она оказалась дочерью той самой женщины Розетты, чья душа вселилась в девочку. По её словам, мать её умерла в 1917 году. Девочка же, увидев старушку, воскликнула, что это её дочь и зовут её Франса. Старушку на самом деле звали Франсой.

Другой случай был в Индии . Девочка с рождения говорила, что она взрослый мужчина, что у неё была жена, дети, называла место, где жила. Родители отвезли её в ту деревню, там она безошибочно узнала дом, в доме – свою комнату, а чтобы ей поверили, указала место, где в прошлой жизни зарыла в жестяной коробке монеты. Коробку нашли. Это случаи осознаваемой реинкарнации, некоего вселения души в тело, в котором живёт другая душа. Поэтому они, скорее, исключение. Но есть случаи, когда люди просто вспоминают – под гипнозом , в состоянии изменения сознания – свои прошлые жизни. И приводят доказательства.

– Если резюмировать, то какой вывод получается?

Душа существует. Её можно назвать тонким телом, которое является "домиком" для личности, сущности человека, его сознания, памяти, мышления. Это тонкое тело не умирает вместе с физическим телом, переселяясь после физической смерти в другое тело. Утверждение, что душа после смерти тела пребывает в каких-то местах типа рая, ада или чистилища, или на абстрактных "небесах" мне кажется неправильным. Точнее, неправильна сама формулировка названий этих "мест". Душа, как мне кажется, в зависимости от своего духовного развития , от своих настроек, от ощущений, от поступков тела при жизни, попадает в следующей жизни в различные тела. И это будет либо "рай" для неё, либо "ад". Тут я ничего нового не открыл (смеется), все это есть в индуизме. Если твои мысли, помыслы, желания были чисты, твоя карма не испорчена, твоя следующая жизнь будет лучше предыдущей. Ну, а если наоборот...

Протоиерей Григорий Дьяченко

Показания здравого разума также с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная.

В природе материальной ничто не уничтожается. То, что называют разрушением, есть только перемена формы, фигуры. Огонь, например, сжигает дерево, но на самом деле огонь только разрушает дерево, только разлагает его на частицы более или менее тонкие, как-то: на пепел, пар, газ. Если бы возможно было соединить все эти частицы и взвесить их вместе, то мы получили бы вес, равный весу дерева. Следовательно, дерево не исчезает. Тело животного тоже разлагается, и частицы, какие составляли его, служат для составления других тел. Если бы можно было соединить и взвесить все эти частицы, то мы увидели бы, что они равны по весу с прежним телом. Следовательно, и тело животного не уничтожено. Искусству человеческому невозможно обратить в ничтожество самую малую частицу материи. Это очевидно. И между многочисленными исследованиями, произведенными над природой, нет ни одного, которое послужило бы доказательством, что частицы материи могут быть уничтожены.

То, что мыслит в нас, именно душа, есть существо. Какое это существо? Если бы мы подумали, что оно материально, то и в таком случае оно не может быть уничтожено, как и всякий другой предмет материальный. А так как оно духовно, то еще менее подвержено уничтожению; мыслящее и выше, и лучше не мыслящего; следовательно, уничтожение его немыслимо. Так как нет ничего в нас и вокруг нас такого, что было бы уничтожаемо, то как же выйдет, что душа есть единственное существо, подверженное уничтожению? Тело мое сохраняется, а душа, которая мыслит, любит, действует, которая есть образ Божий, почему она не сохранится?

Рассматривая внимательно душу, мы замечаем, кроме того, что она не может быть разрушена подобно телу, ни разложена, как тело, на составные части; потому что душа есть существо простое, не материальное, не составленное из каких-либо частиц материи. Оттого душа не подвержена изменениям, которым подвержено тело; и причины, которые действуют на тело, чтобы изменить или разложить его, не могут действовать на душу, потому что она не материальна. Мы рассмотрим те доказательства, какими наука утверждает бессмертие души и убеждает нас, что душа, будучи существом совершенно отменным от материи, не может быть разрушена тем, что разрушает существо материальное.

1-е доказательство . Тело подвержено постоянным изменениям во всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существует уже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Все, что это тело имело прежде из твердых и жидких частиц, вошло в состав других тел людей, растении, минералов, точно так же, как после смерти какого-либо человека тело его, разлагаясь, входит в состав новых тел. Но несмотря на это, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была за двадцать лет назад. Если же душа остается та же в то время, когда тело изменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное от тела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря на совершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. Какое различие существует между тем, что происходит с телом в то время, когда душа соединена с ним, и тем, что происходит с телом после того, как душа отделится от него в час смерти? После смерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее, незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, с которым она была соединена прежде. Не служит ли это доказательством того, что ее существование отлично и независимо от существования тела?

2-е доказательство . Если бы материя одарена была способностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мы чувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частиц материи. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящее начало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек не приобретает более мыслящих способностей; его способность чувствовать тоже остается одна. Опять, лишается ли человек какого-либо члена, ноги или руки, или глаза, он с этим не теряет способность мыслить.

3-е доказательство . Мысль не может быть произведена никаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагают вещества в тысячи различных форм; пусть в продолжение месяцев, годов, столетий прибавляют туда сколько угодно материальных стихий, газов, песку, плоти, крови, костей и т.д. – никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, не вспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали ее всем законам химии, физики и механики.

4-е доказательство . Всякая материя занимает пространство; а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; потому что оно существует простым и неразделимым среди множества ощущений и мыслей всякого рода, рождающихся в нашей душе. В одно и тоже время я вижу текущую у ног моих чистую волну, слышу пение птиц, ощущаю приятную свежесть, обоняю запах цветов, ощущаю вкус плода, размышляю о важном предмете, и все эти чувства и мысли не смешиваются в душе моей, и то, что во мне мыслит, не отлично от того, что во мне слышит, ощущает и видит. Но если бы душа была материальна и имела бы протяжение, как материя, то эти ощущения, эти мысли смешались бы; невозможно было бы различить их друг от друга; они составили бы смесь. Несколько красок, соединенных вместе, составят одну краску и притом совершенно отличную от всех входящих в состав ее. Тело, подверженное толчку многих других тел, которые действуют на него вдруг в различных направлениях, не уступят направлению ни одних, ни других тел, а идет по направлению, происходящему от соединения частных толчков. Итак, единство и разнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеет протяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, то каждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Если бы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единства неясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало одну известную часть души, то было бы разнообразие, но не единство. Существо, которое может обнимать мыслью и сравнивать прошедшее, настоящее и будущее, нематериально, ибо тогда одна и та же мыслящая сила не могла бы вместить всех этих трех предметов, не исказив и не разрушив их. А если бы было несколько мыслящих сил, то где была бы точка, соединяющая и постигающая все эти три предмета?

5-е доказательство. Если бы душа была материальна, то можно было бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точно так же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А между тем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека и заставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Если бы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, как покоряют и изнуряют тело. Палач может обратить тело в пепел, но он не имеет никакой власти над душей; она остается независимой от всех сил физических, действующих на нее. Воля не может быть разбита, как материя; целая армия не могла бы принудить благочестивого человека к дурному поступку, если бы даже подвергла его жестоким мучениям. Целый мир менее силен, чем воля, эта могущественная способность нашей души.

6-е доказательство . Однако доказательство каждодневного опыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это – борьба души против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас, когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их, побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Если бы плоть, кровь, физические склонности господствовали в нас, то было бы невозможно противиться им, они господствовали бы над нами, они управляли бы, как им угодно и действовали бы по законам материи чисто физическим. Тогда не было бы свободы в человеке, не было бы ни добродетели, ни долга, ни нравственности, ни религии. Мы были бы принуждены действовать по законам физическим, были бы, подобно светилам, принуждены двигаться в пространстве по силе законов движения, тяготения и прочее. Представьте себе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который, однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и вы согласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним власти непреодолимой, - а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась от материи.

7-е доказательство . Если бы все было материально в нас, то чувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их. При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывали бы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытывают одинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает и ранит их. А мы, однако же, знаем, что один остается холоден и невозмутим при виде зрелища, которое трогает и волнует других до слез.

8-е доказательство . Из вещественности души вытекало бы еще то, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему в человеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышление часто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицает дело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели он удерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душа была материальна, как тело.

Представим еще несколько доказательств бессмертия души, которые заимствуются из нравственной природы человека.

Заметьте прежде всего, что желание жить и жить всегда, которое находится в сердце каждого человека, дано Создателем не без цели. Это есть как бы первое указание на бессмертие души, как бы первое побуждение готовиться к жизни будущей.

Желание жить связано с желанием счастья, коего жаждет всякий. Эта жажда счастья не утоляется здесь; следовательно, должна быть жизнь будущая, где бы могло исполниться это пламенное желание нашего сердца. Мы видим, что Бог, давая человеку известные желания, дает вместе с тем и средства к удовлетворению их.

Мучимые жаждой, мы можем напиться; голод можем утолить пищей; уставши от труда, мы чувствуем нужду подкрепить и обновить свои силы покоем, и благодетельный сон подкрепляет их и обновляет. Но счастья мы ищем непрестанно, и никто нам не может дать его. Ужели же это счастье нигде не существует? Ужели Бог вложил в нас это желание, не имея намерения удовлетворить его когда-нибудь? Нет, Промысл Божий, который доставляет нашему телу все блага земные, не может навсегда оставить нашу душу, алчущую счастья. И так как счастье не находится здесь, то оно должно существовать за пределами настоящей жизни, в жизни будущей, в недрах Божьих.

Есть другое желание, близкое желанию счастья, это — желание усовершенствования, которое, по кратковременности нашей земной жизни, не может быть удовлетворено здесь. Нам кажется разумным думать, что Бог, даровавший нам это желание, удовлетворит его в жизни будущей. Заметьте, что в этой жизни способности нашего разума и нашего сердца не развиваются и не усовершенствуются до такой степени, до какой могли бы развиваться и усовершенствоваться. Но Бог не оставляет Своих произведений неполными, неоконченными.

Следовательно, надобно предполагать, что по Своей премудрости Он бережет для нашего духа другую жизнь, где человек сделается тем, чем может быть.

Человек способен приобретать каждый день новые познания. От детства до старости сколько успехов он может сделать в науках! Как он может усовершенствовать себя в благочестии! Однако же он умирает, и его умственное и нравственное образование остается незаконченным.

Он мог бы еще более усовершенствоваться в том и другом; он мог бы лучше изучить чудесные явления мира Божия; он хочет искоренить в своем сердце пороки и на место их насадить добродетели, - словом, мог бы еще более приблизиться к тому идеалу, который указан Самим Богом. Но смерть останавливает человека, прежде чем он окончит тот путь, который должен был бы пройти! В таком случае Бог оставил бы Свое дело незаконченным; скажем более, Он попустил бы человеку умереть навсегда в ту минуту, когда человек наиболее способен усовершенствоваться! Но можно ли представить, чтобы мудрый строитель набросал кучу песка на мраморный фундамент, вместо того чтобы окончить здание? Можно ли представить, чтобы отец, давши превосходное начальное воспитание своему сыну, запер бы его на остальное время жизни в четырех стенах, вместо того чтобы дозволить ему продолжать учение и собрать плоды этого первого воспитания? Так и здесь. Невозможно, чтобы человек, который любит добро, который стремится к совершенству, коего идея и чувство даны ему Богом, был остановлен на пути своего усовершенствования. У кого из нас нет желания узнать лучше чудеса природы, законы, по коим Промысл управляет миром? У кого нет желания узнать лучше Виновника всего существующего? Какое дитя не желает видеть отца, которого оно знает только по благодеяниям, полученным от него? Разве Бог дал бы нам возможность возноситься мыслью к Нему, если бы мы должны наслаждаться более ясным созерцанием Его природы, Его совершенств, конечной цели творения мира и т. п.

Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели! Ужели Бог уничтожил бы ее, прежде чем это усовершенствование будет окончено? Совершенство, как и счастье, есть растение не здешнего мира; оно принадлежит другому царству.

Всякое растение имеет почву, климат ему свойственные, но для совершенства нет здесь родины. Где же она, если не в будущей жизни? Человек есть венец всего земного творения; но это творение незакончено. Мы - только камни, предназначенные войти в сооружение великолепного здания; мы находимся в приготовительной школе, где получаются только зачатки учения; мы проходим только детский возраст того длинного века, которому имя «вечность». Смерть только совлечет с нас земную и грубую оболочку, недостойную нашего будущего существования.

Когда мы припомним, что люди, имевшие самое чистое сердце, непрестанно боровшиеся с врагами духовными и прославившие себя множеством побед, как, например, святой апостол Павел, не были уверены и после непрерывных трудов, что достигли совершенства, к которому стремились; когда подумаем, что Господу должно же быть приятно видеть те успехи, какие делают в благочестии Его создания, приятно видеть, как они все более и более приближаются к уподоблению Ему, тогда не можем вообразить, чтобы Бог оставил их на половине пути к добродетели, чтобы Он в награду за их отличные заслуги даровал им смерть, уничтожение. Это было бы ужасно; это было бы несообразно с благостью и мудростью Божественной!

Очень сильное и даже поразительное доказательство бессмертия души есть беспорядок, царствующий в мире нравственном, где часто добрый человек страдает, а злой блаженствует.

Иоанн Креститель был обезглавлен в темнице по желанию нечестивой Иродиады. Ирод избивает вифлеемских младенцев, а сам умирает как царь. Вообще, история полна примеров счастливых пороков и несчастных добродетелей. Но если бы мы были обличены достаточной властью, то, конечно, наградили бы человека добродетельного и наказали бы порочного. Если же мы, будучи злы по природе, сделали бы это, то ни это ли должен сделать и Бог? Тот, Кто вложил в наше сердце чувство справедливости, неужели Сам сделается виновником несправедливости? И так как добродетель не награждается здесь вполне, а порок не наказывается достойно, то не должна ли быть другая жизнь, где всякому воздано будет по делам его?

Пусть не говорят, что человек добродетельный, как бы он ни был несчастлив, хотя бы был в узах, на эшафоте, на кресте, все-таки получает здесь свою награду в одобрении внутреннего голоса, который говорит ему: это хорошо! Пусть не говорят, что злой человек, хотя увенчан был бы честью и славой, хотя восседал бы за великолепной трапезой, жил среди наслаждений, получает в угрызениях совести достойную награду за свои злодеяния. Правда, что совесть одобряет или порицает; но этот голос не есть достаточное воздаяние: одобрение есть поощрение преуспевать в добре; порицание есть предостережение от зла. Если праведник переносит жестокие мучения, одобрение совести не препятствует ему чувствовать их и быть подверженным жестокой скорби. Если злой человек мучим совестью, то ему легко рассеяться среди светских удовольствий, коим он предается, и он не чувствует острия совести, пронзающей его. Если что способно поддерживать верующего в его горестях, так это надежда венца, обещанного на небе тем, которые на земле течение скончали и веру соблюли. Если бы эта надежда не осуществилась, то добрый человек был бы создание несчастное и Неразумное. И для чего бы он страдал? Для пустого имени, для ничтожества; он был бы жертвой своей веры, своей честности, своей добродетели. Злой человек был бы тогда самым умным человеком; и он избрал бы благую часть, удовлетворяя Своим страстям, поступая, как внушало ему его сердце, как казалось его испорченным глазам. И если бы он достиг того, чтобы заглушить свою совесть и ожесточить свое сердце, если бы он пил неправду, как воду, и наслаждался бы таким образом спокойно плодами своих пороков, то он достиг бы высшей степени мудрости. Это такие вещи, которые отвратительны для всех чувств души человеческой. Легко сказать: «добродетель получает здесь свою награду», когда философствуешь, сидя спокойно за обильным столом; Но праведник, который находится в узах, в сырой и мрачной темнице, которого в будущем ожидает только эшафот или костер, получает ли он соответственное и действительное вознаграждение в сознаний того, что он был верен Богу, добродетели и преуспевал до конца. Нет, Бог не ограничит этой малой, этой жалкой и почти Ничтожной наградой труды и болезни человека добродетельного. Бог, Который дозволил расти плевелам среди доброй пшеницы на поле этой жизни, не для одинакового употребления предназначил плевелы и пшеницу. Если Он дозволил, чтобы в этом мире было смешение благ и несчастий, то это для того, чтобы побудить человека к высоким добродетелям. Он никогда не попустил бы, чтобы одинаковая участь постигла верного исполнителя законов правды и ужасного преступника. Будет другая жизнь! Душа должна быть бессмертна!

Есть еще одно сильное доказательство бессмертия в привязанности, которую имеют родители к детям; вот как мы рассуждаем в этом случае: отец и мать любят своих детей и, находясь у смертного одра своего дитяти, они хотели бы не только возвратить его к жизни, но сделать так, чтобы оно жило всегда, хотели бы создать ему рай и устроить его счастье навеки. А что сделали бы родители, то тем более сделает Бог - Бог, от которого родители получили эту привязанность к детям, Бог, который не может желать уничтожения того существа, которое создано по Его образу, Бог, который даже и тогда, когда является судиею, не перестает быть милостивым отцом!? («Воскресное Чтение»1866 г. Чт. в обществе люб. дух. проев.1882 г.).

И если бы все должно было окончиться для нас в могиле, то мы не дали бы себе отчета в цели, для которой Бог даровал человеку понятие о смерти; не лучше ли было бы, чтобы Он сокрыл ее от нас, как сокрыл от животных, которые имеют только инстинкт самосохранения, но не знают, что такое умереть. Зачем напрасно пугать людей? Разве не довольно одной потери жизни? Но если мы предположим существование за гробом и бессмертие души, тогда для нас понятно. Богу угодно было дать человеку понятие о смерти не для того, чтобы она была для него источником страха, но чтобы она внушила ему серьезные размышления о жизни, о ее цели, о необходимости приготовить себя к существованию, которое должно последовать за настоящим существованием. То понятие, какое мы имеем о смерти, мне кажется побуждением не бояться ее. Могу ли я поверить, чтобы Бог извлек нас из ничтожества для того, чтобы заставить нас бояться его в продолжение всей нашей жизни, потом снова ввергнуть нас в ничтожество навсегда. При таком предположении мы имели бы право сказать Виновнику всего: зачем Ты создал нас таким образом? Отними от нас этот светильник, который освещает нам нашу несчастную участь. О человек! Если ты должен погибнуть навсегда, то сойди с престола этого мира: ты более не владыка; позавидуй участи животного, которое не предвидит и не боится смерти, оно счастливее тебя. Но Боже вечный! Ты не для того обогатил нас Твоими драгоценными дарами, чтобы сделать из них орудие наших бедствий; эта мысль оскорбительна для Твоей благости! Ты сделал нас способными понимать смерть для того, чтобы она служила для нашего поучения: это как бы откровение другой жизни, это как бы указание на то, что по смерти мы не перестанем существовать.

Решение возражений против бессмертия

Что имело начало, то будет иметь и конец. Так обыкновенно говорят: но почему так говорят? Все причины сводятся к тому, что на опыте так бывает: имевшее начало, потом имеет и конец. Действительно, окружающее нас представляет большей частью это явление. Большей частью, но не все. Земля явно имела начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не говорит. Небо имело начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не показывает. Вообще мир имел начало, но последует ли конец? Этого по опыту нельзя сказать. Таким образом, сам опыт, откуда добыто известное правило, что имеющее начало, имеет и конец, подтверждает его только по частям, а не вообще. Вообще говоря, опыт показывает, что многое, имеющее начало, не имеет конца.

Если за этим от опыта перейти к умозрению, то окажется совершенно противное. Надобно сказать, что все, возымевшее начало, вечно, так как не должно иметь конца. Почему? Потому что конец противоположен началу, так же как минус - плюсу, как холод - жару, как тьма - свету. Как одно выйдет из другого? Это невозможно. Тут тот же закон, по которому физики утверждают, что телу, которому сообщено движение, вечно должно двигаться в ту сторону, куда двинуто, доколе не встретит препятствия.

Если бы человек создан был для земли и не продолжал жить за гробом, то он вправе жаловаться, что не попеклись хорошо поместить его. Зачем ему тогда было давать такие желания и мысли? Зачем не дать то, что нужно для удобства земной жизни? Теперь он может переносить эти неудобства благодушно, в чаянии вечной жизни; а коль скоро вознаграждения нет, то он вправе роптать и обвинять. Скажут; ему все дано, что нужно. Нет, очевидно, недостает многого.

Бессмертие никто не может сделать очевидным, - правда. Но кто может очевидным сделать и небессмертие? Доказательства материалистов нерешительны; все сводится к тому, что тело умершего истлевает, и мы перестаем видеть его. Для нас его более нет, но есть ли оно само для себя, — этого мы не можем решительно отвергать уже потому, что не можем видеть как душа уничтожается. Скажут, есть причина подозревать, что нет, коль скоро не видим. Так, но есть причина подозревать, что есть. Какая причина? Не только нравственная, - даже материальная: например, присутствие полной души перед самой смертью, когда тело уже можно сказать полуразрушилось.

Я не был и не существовал, - а очевидно, начал быть, существую: cogito, ergo sum.. Была какая-то сила, которая вызвала меня от небытия к бытию и которая потом содержит меня доселе в бытии.

Так как я прежде не был, то могу и опять не быть: но так как не был и стал быть, то по опыту уже заключаю, что могу опять пройти в небытие и снова быть воззван - тою же силою - к бытию. Это чистая и прямая логика!

Душа существует и она бессмертна

Астор – Руслан Мадатов

Религиовед, доктор исторических наук, преподаватель на кафедре религиоведения в одном из пражских университетов Руслан МАДАТОВ опубликовал очень интересную статью, в которой привёл доказательства существования души с научной точки зрения. Статья заинтересовала журналистов газеты "ЭХО" и они решили побеседовать с Русланом Вахидовичем непосредственно на эту тему. Ведь если человечество примет факт существования и бессмертия души как научную данность, жизнь на Земле не сможет не преобразиться в лучшую сторону.

– Почему вы считаете, что это знание преобразит жизнь на Земле? Верующие ведь и так признают сей факт.

– Верующие – это одно, а наука, светские правители – это другое. Если мы начнём официально признавать жизнь как очередной этап бытия, мы будем строить ее совершенно по-другому, с гуманистических позиций. Мы начнём понимать, что сможем либо возвыситься на пути самосовершенствования, либо погубить душу ради каких-то сиюминутных благ: денег, власти и т.п.

– Доказательства существования души приводили многие: и ученые, в том числе медики, и религиозные деятели. В чем отличие ваших доказательств?

– Я решил подойти к вопросу одновременно и с научной точки зрения, и с эзотерической, и со строго логической. Чисто религиозных догм я старался не касаться – памятуя о том, что люди с практическим складом ума все дальше и дальше отходят от религии, видя в ней лишь экономический и политический институт. При этом я понимал, что те или иные доказательства уже кто-то приводил, поэтому я не претендую на эксклюзивность. Я исходил из того, что чем больше говорить на эту тему, тем лучше будет для людей – они начнут задумываться над тем, чтобы не портить свою жизнь.

Исходя из научных основ доказательств любой теоремы, я свои доказательства приводил поэтапно. Начнём с сознания . Многие учёные уже признали тот факт, что оно не принадлежит мозгу, а, значит, и физическому телу. А также и то, что оно материально. То, что оно материально, доказывает тот простой факт, что оно существует. А если нечто существует, оно образовано какой-то формой материи, какой – это вопрос второй: если мы не можем что-либо определить, охарактеризовать, из этого не следует, что этой формы материи не существует. Главное, что есть материя и нет пустоты. И вот такой простой вывод наука никак не может решиться сделать!

– Что ей мешает – с вашей точки зрения – сделать такой вывод?

– Прежде всего тот факт, что ещё не смогли договориться о терминах относительно самого понятия материи. Что это такое? То, что мы видим-слышим-осязаем? То, что мы можем, в крайнем случае, зафиксировать какими-то приборами? (Различные лучи, радиацию и т.п.) Да, безусловно. Но лет двести назад ту же радиацию ещё никто не мог зафиксировать. Однако она есть. И была. Как видите, вывод простой, проще некуда: если мы на данном этапе нашего технического развития не можем что-то зафиксировать, это означает только то, что мы пока не придумали нужные приборы, а вовсе не то, что искомого объекта не существует.

Тот же факт, что искомый объект существует, косвенно подтверждается самой же наукой. Вот что утверждают физики: "Выяснилось, что для того чтобы все космические объекты двигались в пространстве так, как они делают это сейчас – вселенная должна быть наполнена какой-то неведомой людям материей ("темной" материей), масса которой по приблизительным расчетам составляет около девяноста процентов от общего числа массы во вселенной ".

Какой из этого вывод? То, что мы можем как-то чем-то зафиксировать, – лишь верхушка айсберга, остальное скрыто от наших органов чувств и приборов. И вполне может статься, что в темных глубинах подводной части айсберга как раз и находится материя сознания.

– Однако, насколько я знаю, уже существуют опыты по "деланию" невидимого видимым.

– Да, например, академик Анатолий Федорович Охатрин , работавший у академика Королева , руководитель лаборатории биолокации и института минералогии, геохимии и кристаллохимии и редких элементов, родоначальник микролептонной теории поля, смог сделать видимыми мысли, изобретя специальный фотоэлектронный аппарат. Вот что он писал на эту тему: "Мы попросили женщину-экстрасенса излучить как бы некое поле, наделив его информацией. Когда она делала это, при помощи фотоэлектронного аппарата мы фиксировали происходящее. На фото было видно, как от окружающей её ауры отделяется нечто вроде облачка и начинает двигаться самостоятельно. Такие мыслеформы, насыщенные определёнными настроениями и эмоциями, могут внедряться в людей и даже оказывать на них влияние". Охатрин не одинок, похожие опыты проводил и профессор Александр Чернетский . Ему удалось сфотографировать мысль человека.

– Могу предположить, что тут началось!.. Наука ответила так, как она и отвечает в таких случаях: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!"

– Совершенно верно, это и началось. Я подробно об этом рассказывать не буду, кому интересно, пусть посмотрит в интернете об опытах этих замечательных учёных. Которые, кстати, были проведены даже не сейчас, а еще в 80-х годах.

– Вы начали с того, что сознание материально, не принадлежит мозгу и физическому телу. Но где конкретно происходит процесс мышления?

– Ответ вроде как на поверхности – в мозге, конечно. При этом ученым так пока и не удалось объяснить механизм, по средствам которого это самое сознание в нем функционирует и как происходит процесс мышления. Правда, были ученые с незашоренным сознанием, например, Наталья Петровна Бехтерева . Вот что писала этот нейрофизиолог с мировым именем: "Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза . Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс – это проявление совершенно нового качества...".

Другие ученые приводили в доказательство того, что мышление происходит где-то в другом месте, тот факт, что изменение активности мозга никак не влияет на процесс мышления, ссылаясь на опыты, когда томограф фиксировал активность мозга в коматозном состоянии, в состоянии гипноза. Да и тот факт, что прекрасно оснащенная современная наука до сих пор не нашла в мозге место, в котором локализуется информация, тоже со счетов не сбросишь.

Более ранние опыты – например, аж 20-х годов, – тоже очень интересны. Так, Карл Лэшли , известный в то время исследователь мозга, неопровержимо доказал, что условные рефлексы у крыс не пропадают после удаления поочерёдно совершенно разных участков мозга. Таким образом он показал, что в мозге нет какого-то "специализированного" участка, отвечающего за эти рефлексы.Такой же эффект наблюдается и у людей – при вынужденной ампутации большей части мозга они сохраняют все умственные способности. Всем известен феномен американца Карлоса Родригеса , который живёт без лобных долей мозга (т.е. более 60 процентов мозга у него отсутствует).

И такой пример не единичен. Например, в реферате доктора Робинсона из Парижской академии наук описан случай, когда мужчина дожил до 60-ти лет, вёл нормальную жизнь, получил травму головы, через месяц с лишним умер, и только после вскрытия выяснилось, что мозга у него практически не было ! Была лишь толщиной с листок бумаги оболочка мозгового вещества. У немецкого специалиста Хуфланда (который, кстати, после описанного случая полностью пересмотрел все свои медицинские взгляды) был похожий случай: у умершего пациента, который сохранял свои умственные и физические способности до момента, когда его разбил паралич, в черепной коробке мозга не обнаружилось вообще ! Вместо мозга там было 300 грамм жидкости.

В Голландии в 1976 году умер один из лучших часовщиков страны, 55-летний Ян Герлинг. Вскрытие показало, что у него вместо мозга тоже была жидкость типа воды . В Шотландии, в Шеффилде, врачи были поражены тем, что у студента, имеющего IQ, равный 126, что выше среднего, рентген показал полное отсутствие головного мозга.

– Ну, говорят, что участки мозга способны брать на себя функции утраченных частей...

– Да, способны, и такие случаи также известны. Но водичка в черепной коробке тоже способна?! А случай с шотландским студентом? Если из правила есть исключение, правило уже не работает. Кстати, известная латинская фраза, что из любого правила есть исключение – не что иное, как неправильный перевод: правило не работает, если есть хотя бы одно исключение. Доказательством того, что процесс мышления осуществляется не в мозге, были и опыты психиатра Геннадия Павловича Крохалева , который занимался проблемой регистрирования видений. Он еще в 1979 году получил патент на фотографирование обычными фотоаппаратом и видеокамерой галлюцинаций своих пациентов. Эти фиксации позволяли ему лечить пациентов. А в 2000 году вышла его статья о том, что эти галлюцинации и мысли находятся не в мозге человека, а где-то снаружи.

Прямыми доказательством существования сознания вне тела являются и описания пациентами своих ощущений во время выхода их сознания из тела во время клинической смерти. Таких описаний – сотни тысяч! Люди описывают, как видят себя со стороны, как переносятся за тысячи километров от своего тела и четко рассказывают потом, что там видели, и все совпадает до мельчайших подробностей. И тут уже официальная наука ничего поделать не может, было даже придумано специальное название для таких состояний: "опыт пребывания вне тела ".

– Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что если этому научиться, то слепые от рождения смогут познавать мир!

– Между прочим, слепые от рождения также попадали в состояние клинической смерти и описывали то, что видели. Некоторые утверждают, что это галлюцинация. О какой галлюцинации может идти речь, если человек слеп от рождения и просто не знает, как выглядит то, что он видел?!

– В прошлой нашей беседе вы высказали мысль, что реинкарнация возможна. Так, может быть, эти видения слепых от рождения – просто опыт их прошлой жизни, где они были зрячими?


– Все может быть, это недоказуемо, но и опровергнуть это невозможно. А вот что касается вашего вопроса про "научиться", то есть примеры осознанного отделения сознания от физического тела. Научился этому человек специально или это врожденные способности, это даже неважно. В книге Джеффри Мишлава "Корни сознания" подробно описаны многочисленные исследования феномена выхода из физического тела в Нью-Йоркской лаборатории Американского общества психических исследований. Специалисты лаборатории получили недвусмысленные доказательства того, что при выходе из тела сознания или астрального двойника этот "двойник" четко описывает места, где побывал, делится информацией, которую там собрал. Есть даже примеры воздействия этого "двойника" на физические приборы.

– Все это очень и очень интересно, но какие это имеет отношение непосредственно к доказательству существования души?

– Этими рассказами я подводил в мысли, что человек – не что иное, как некая энергетическая сущность, "одетая" в физическое тело. И сознание – как и душа – не принадлежит телу.

– Я правильно поняла, что сознание в вашем понимании и есть душа?

– Правильно! Сознание есть материальная субстанция неизвестной нам ныне формы материи, которая продолжает существование и после смерти "одежды" – физического тела. И в этом плане бессмертное сознание-душа является более ценным и значимым понятием, чем даже те, что предлагают нам различные верования и религии. В любой религии есть элементы мистики, чудес, то есть всего того, что человек со скептическим и аналитическим складом ума отрицает. Здесь же одна голая физика: душа– сознание существует вне зависимости от религиозных предпочтений, она существует материально, её существование возможно доказать в будущем не косвенно, а прямо – при помощи приборов, которые, я верю, будут созданы. Самое главное – она бессмертна! А значит, мы, отдав концы, не умираем насовсем, как гениально сказал Высоцкий.

– Получается, что вы ставите знак "равно" не только между сознанием и душой, но и между этим и личностью?

– Ставлю! Смело ставлю!

– И моя душа, которая у меня есть, будет существовать всегда?

– Будет, но только само словосочетание "у меня есть душа", на мой взгляд, некорректно. Более того, неправильно. Это все равно как если бы мой костюм сказал: "У меня есть человек по имени Руслан". Вы, я – мы и есть души, одетые в тела!

– А есть ли какие-нибудь доказательства единой системы личности-сознания-души и физического тела?

– Есть, это так называемый фантомный эффект , который описан у очень многих ученых. Все, кто интересуются темой фантомов, должны помнить очень известное фото. Оно снято в специальных лучах. У дерева отсутствует часть ствола и кроны – после удара молнии. Однако на фото мы видим словно бы целое дерево – заметны и несуществующие ветви, ствол и даже листва. Несуществующие в реальности, но запечатленные на фото несуществующие части – как раз фантом дерева. Что это означает? Дерево утратило свои некоторые физические части, но сохранило тонкоматериальные части. Это как бы "душа" дерева. В тонком мире оно существует в первозданном виде. Что и запечатлел фотограф. Фантомные части полностью повторяют форму сущности дерева, его "души" . Фантомный эффект проявляется не только визуально, но и в ощущениях. Давно известен эффект фантомных болей, когда болят (зудят, ноют, чешутся) несуществующие, ампутированные конечности.

Фантомные ощущения бывают настолько сильными, что инвалиды пытаются даже вставать на несуществующую ногу – они её полностью чувствуют. Официальная медицина объясняет это физиологией. Этой самой "физиологией" она объясняет все, чего не может объяснить более внятно. Однако фантомные ощущения есть даже у людей со сломанным позвоночником, а официальная медицина открещивается от этого и говорит, что "по физиологии это невозможно". Но это же есть! Психиатры говорят о психической природе данного феномена, но объяснить фантомные ощущения у инвалидов с детства, которые родились без руки или ноги, не могут и они. Однако получается, что фантомная память о не существовавших никогда конечностях заложена в самой сути человека. Одни говорят – в генах, я скажу – в душе.

– Или это опять память о прошлой жизни, где руки-ноги были на месте?

– Это будет являться лишь дополнительным доказательством бессмертия души.

– Тогда получается, что роль души-сознания-личности гораздо более важна в формировании и организма, и ощущений человека?

– Совершенно верно! Академик Николай Викторович Левашов пишет об этом так: "На вопрос о том, как происходит развитие эмбриона человека (как и любого другого живого организма), бравые биологи и медики, с великой верой в свои знания, часто со снисходительной улыбкой к вопросу невежды, лихо отвечают: "в разных зиготных клетках (клетках эмбриона) появляются разные гормоны и ферменты и, как следствие этого, из одной зиготной клетки развивается мозг, из другой – сердце, из третьей – легкие и т.д., и т.п.".

Но как, как они знают, во что им развиваться? Гены говорят? Как удобно все объяснять генами, тем более никто точно так и не понимает, что это такое! Когда делится первая клетка, появляются две, АБСОЛЮТНО ТОЖДЕСТВЕННЫЕ друг другу! Потом процесс повторяется, и вот уже мы имеем сотни таких же тождественных друг другу клеток! Выходит, что ВСЕ клетки эмбриона имеют тождественную генетику. Так откуда же появляются клетки костей, мозга, ферментов и т.д.? Внятный ответ вам не даст ни один биолог или медик! И если за основу взять материалистическое восприятие мира, основанное на известных нам сегодня законах физики, то ответа не будет НИКОГДА!

– А если принять за основу не материалистическое объяснения мироздания, а наличие души, которая управляет всеми процессами, то ответ будет?

– Мне кажется, это уже все поняли! Кроме официальной науки! (Смеется). Вот смотрите, что пишет тот же Левашов :

"Исследования электрических потенциалов вокруг семян растений дали феноменальные результаты. После обработки данных, ученые (Херолд Берр из Йельского университета и др. ) с удивлением обнаружили, что в трехмерной проекции данные замеров вокруг семечка лютика образуют собой форму взрослого растения лютика. Семечко ещё не легло в благодатную почву, ещё даже не "проклюнулось", а форма взрослого растения уже тут, как тут... Этой энергетической форме нужно было только заполниться атомами и молекулами, чтобы цветок стал настоящим, видимым для наших глаз".

Мне кажется абсолютно очевидным, что душа – и есть та самая матрица, что определяет форму и содержание будущего человека. Да и любого другого существа – нужно быть последовательным, душа есть у всего.

– Но как все это происходит в действительности? Есть оплодотворенная яйцеклетка, которая начала делиться на идентичные клетки... А потом что? К этим сотням одинаковых клеток "приклеивается" какая-то неуловимая пока нашими приборами сущность и начинает управлять конструкцией? Доводить ее до ума – как с тем лютиком?

– Совершенно верно! Недаром практически во всех религиях говорится, что душа появляется не с момента зачатия, а позже – когда есть к чему "приклеиться". Мозг человека в этом случае является неким приемником, который принимает информацию от личности-сознания-души. Информацию – руководство к действию. Недаром нейроны мозга очень похожи на приемопередающее устройство даже чисто внешне! Это вам скажет любой биолог, знакомый с физическими электрическими схемами.

– Если нейроны мозга могут принимать информацию от души, словно радио, то они должны уметь – по идее – и передавать информацию в окружающее пространство? Может, этим можно объяснить и телепатические способности, и ясновидение? И передачу мыслей на расстояние?

– Мне кажется, это очевидно! Академик Наталья Петровна Бехтерева , перед которой я просто преклоняюсь, говорит на эту тему вот что: "Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозгу, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики – по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности электромагнитными волнами, осуществляемой в процессе лечебной электромагнитной стимуляцией легко доказывается развивающимся эффектом...". Какие ещё нужны доказательства? Только физические. Ждём от физиков нужных приборов!

– В принципе, все понятно. Но давайте ещё раз коснёмся темы реинкарнации. Как теория реинкарнации вписывается в ваши доказательства существования и бессмертия души?

– Сам факт реинкарнации доказывает если не бессмертие, то очень и очень долгую жизнь души, по крайней мере, сроком в несколько человеческих жизней.

– Есть слишком много случаев, документально зафиксированных учеными, чтобы от этого можно было отмахнуться. Приведу лишь парочку. В 70-х годах в Берлине 12-летняя девочка после травмы заговорила на итальянском, которого не знала, как на родном. Но не просто заговорила, а утверждала, что она итальянка, Розетта , и родилась в 1887 году. Назвала и адрес, где жила. Родители повезли девочку по этому адресу в Италию, дверь открыла старушка. Она оказалась дочерью той самой женщины Розетты, чья душа вселилась в девочку. По её словам, мать её умерла в 1917 году. Девочка же, увидев старушку, воскликнула, что это её дочь и зовут её Франса. Старушку на самом деле звали Франсой.

Другой случай был в Индии. Девочка с рождения говорила, что она взрослый мужчина, что у неё была жена, дети, называла место, где жила. Родители отвезли её в ту деревню, там она безошибочно узнала дом, в доме – свою комнату, а чтобы ей поверили, указала место, где в прошлой жизни зарыла в жестяной коробке монеты. Коробку нашли. Это случаи осознаваемой реинкарнации, некоего вселения души в тело, в котором живёт другая душа. Поэтому они, скорее, исключение. Но есть случаи, когда люди просто вспоминают – под гипнозом, в состоянии изменения сознания – свои прошлые жизни. И приводят доказательства.

– Если резюмировать, то какой вывод получается?

Душа существует. Её можно назвать тонким телом, которое является "домиком" для личности, сущности человека, его сознания, памяти, мышления. Это тонкое тело не умирает вместе с физическим телом, переселяясь после физической смерти в другое тело. Утверждение, что душа после смерти тела пребывает в каких-то местах типа рая, ада или чистилища, или на абстрактных "небесах" мне кажется неправильным. Точнее, неправильна сама формулировка названий этих "мест". Душа, как мне кажется, в зависимости от своего духовного развития, от своих настроек, от ощущений, от поступков тела при жизни, попадает в следующей жизни в различные тела. И это будет либо "рай" для неё, либо "ад". Тут я ничего нового не открыл (смеется), все это есть в индуизме. Если твои мысли, помыслы, желания были чисты, твоя карма не испорчена, твоя следующая жизнь будет лучше предыдущей. Ну, а если наоборот...

Поэтому я и утверждаю, что если человечество на официальном уровне признает существование и бессмертие души, оно не будет наводнять планету негативом, злобой, смертью себе подобных. И все это, заметьте, совпадает с основными постулатами практически всех религий: не убий, не укради и так далее.

Сущность в круговороте жизни и смерти. Новые Знания о сущности, душе, жизни после смерти

Путешествие между мирами – Майкл Ньютон

Реинкарнация – аргументы и факты

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Ученым удалось получить доказательства существования души или духа. Исследователи из разных стран в разное время проводили исследования, связанные с реальностью существования человеческой души.

В истории было много случаев, когда люди проходили «воспоминания о смерти». То есть при смерти некоторые выходили из своих тел и видели, что врачи спасают их. Кто-то вылетал из своих тел к потолку и видел, что люстра в комнате находится рядом с ним. Кто-то чувствовал своё тело очень маленьким. Некоторые увидели другие жизни…

Сейчас о существовании явления «воспоминания о смерти » уже нет споров, но объясняют это явление по-разному. Точки зрения, которые основаны на физиологии, считают, что явление » воспоминания о смерти » происходит из-за изменения химических элементов в мозгу людей. Например, изменение количества CO2 вызывает галлюцинацию. А в психологии считают, это явление возникает из-за того, что человек психологически боится смерти, психологи не признают это действительностью.

Некоторые считают, что явление «воспоминания о смерти» отражает сверхъестественное объективное существование. Вещи, которые люди в момент смерти увидели - реальная действительность. Эта точка зрения совпадает с точкой зрения в кругах духовных практик.

Эксперимент доказавший существование души

Врач из Англии Шам Паниэр научными испытаниями впервые доказал действительность существования «души»(или духа, сознания). Испытание было следующее: в комнате, где лежал больной, он подвесил под потолок доску, на которой положил некоторые мелкие вещи, о которых знал только сам врач. Если после смерти душа больного сможет взлететь, сможет увидеть свое тело, увидеть, как врачи спасают его тело, увидеть люстру на потолке, то душа должна увидеть и эти мелкие вещи на доске. Если удастся спасти этого больного, и он сможет рассказать про эти мелкие вещи на доске, значит «душа» – это не выдумка, а объективно существующий предмет.

Шам Паниэр исследовал более 100 больных. Семь из них, которых спасли после клинической смерти, очнувшись, рассказали, что увидели свою «душу» и все мелкие вещи на доске. Это научный эксперимент впервые доказал реальность существования души.

О существовании души (духа) знали уже несколько тысяч лет

Дух имеет какой-то размер, может летать и двигаться, он представляет собой другую форму существования жизни, а не воображаемый объект. Но стоит задуматься о том, что в кругах совершенствования (как и в даосских, буддистских и среди последователей конфуцианства) две тысяч с лишним лет назад уже осознали, что душа (дух) представляет собой другую форму жизни после смерти человека.

Считается, что душа человека будет жить хорошо или плохо в зависимости от совершения добрых и злых дел при его жизни. Результаты такого , образно говоря, наносят серьёзный удар по способам осознания современной наукой объективного мира.

Можно ли увидеть душу

В 2002 году в Журнале Парапсихологии (The Journal of Parapsychology ) сообщалось о последних достижениях в этой области, которые доказали, что человеческая душа (сознание) может вызывать существенные изменения в показаниях электронных приборов.

Этот научный эксперимент возглавлял профессор Роберт Джан (Robert Jahn) из Принстонского Университета (США) с участием двух групп ученых из Германии. С 1996 года, они проводили исследования влияния человеческого сознания на поведение электронных приборов. Главной целью их исследований был вопрос: может ли человеческое сознание без физического контакта менять выходные сигналы электронного оборудования.

В результате экспериментов было установлено, что, человеческое сознание (душа, дух) оказывает существенное воздействие на показания приборов. Полученные данные вызвали удивление ученых. Присутствие сознания оказало воздействие на приборы, приведя к согласующимся изменениям в их показаниях.

Все большее и большее число ученых начинает принимать тот факт, что человеческая душа (дух, сознание) может существовать независимо от физического тела. Более того, если человеческий дух может существовать вне тела, тогда, очевидно, существуют другие пространства и материя, связанные с существованием духа.

Однако наука еще не достигла такого развития, чтобы исследовать эту область за гранью привычного понимания вещей. Таким образом, чтобы понять такое сверхъестественное явление, людям необходимо соответственно изменить свое мышление и методы исследований. А это уже совсем другая наука — .