Тема: «Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Цели:

Уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

Коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

Словаря и развитие связной устной речи;

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», серия картинок по теме «Труд людей осенью», демонстрационный материал «Времена года», коррекционная игра «Времена года и погода», календарь природы и труда, знаки погоды, тетради, простые и цветные карандаши, инструктаж по ТБ и правилам поведения на экскурсии, мяч, листы экскурсии.

Ход урока.

Структурные части урока,

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Оборудование

Задание на дом

1. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности к уроку.

1.2. Коррекционная игра «Времена года и погода».

1.3. Определение погоды дня.

1.2. Повторяют названия времён года, их основные признаки и погодные изменения.

1.3. В классе, на стенде «Календарь природы и труда», в разделе «Погода дня» отмечают знаками погодные характеристики текущего дня.

Демонстрационный материал «Времена года», иллюстрации по теме «Осень»

Календарь природы и труда, основные знаки погоды

II. Основная часть.

2.1.Сообщение темы и цели урока.

2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии.

2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

2.4.Организованное построение и выход на экскурсию.

2.2.Принимают участие в обсуждении маршрута движения.

2.3.Повторяют основные правила ПДД, поведения на экскурсии.

2.4.Строятся и выходят на экскурсию.

Намеченный экскурсионный маршрут движения уч-ся, папка с инструкциями и правилами по ТБ и охране жизни и здоровья уч-ся

III. Проведение экскурсии.

3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени.

3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью.

3.3.Комментарии по заполнению листов экскурсии.

3.1. Следуют за учителем по избранному маршруту.

3.2. Наблюдают за изменениями в природе осенью.

3.3.Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии, выполняют задания.

Листы экскурсии,

простые карандаши

IV. Игра «Большой - маленький».

4.1.Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

Резиновый мяч

V. Заключительная часть.

5.1.Возвращение в школу, класс.

5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов:

5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей.

5.2.2. Выполнение рисунков в тетрадях.

5.1. Следуют обратно за учителем по избранному маршруту.

5.2. Заполняют листы экскурсии.

5.2.1. Принимают участие в обсуждении итогов экскурсии.

5.2.2. Выполняют рисунки по теме экскурсии.

Тетради, иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», простые и цветные карандаши

Сделать подписи под картинками «Труд людей осенью»

VI. Домашнее задание.

Выполнить последний рисунок

VII. Итог урока.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.1. Убирают рабочие места.


Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература

Тип: Урок-экскурсия

Подготовила:Репченко Д.С.

Класс: 1

Тема: «Природа осенью».

Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Задачи:

    Образовательные : познакомить детей с понятием «окружающий мир»; расширить представление обучающихся о приметах осени; формировать у детей понятия «живая и неживая природа».

    Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.

    Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.

Ход урока:

    Организационный момент

Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)

Деление на группы:

- Назначение старшего в классе, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

1 группа – листья

2 группа – фрукты

3 группа – овощи

- В каждой группе выберите командира, который будет отвечать за дисциплину, а группе.

    Актуализация знаний

Ребята, послушайте стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Тема нашего урока «Золотая осень».

    Работа по теме урока

Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)

А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)

А что создано природой? (Называют.)

Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».

Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.

(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)

А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)

Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)

Вот мы и определили признаки живого и неживого.

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.

(деревья, птицы, цветы).

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.

(солнце, облака, камень, песок, ветер).

Вывод:

Итак, природа бывает «живая» и «неживая».

Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)

Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.

1.Задание

1 группа

-Проблемный вопрос.

Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)

2 группе

-Проблемный вопрос.

А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)

3 группа.

А как изменилась жизнь людей с приходом осени? (Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)

Все верно. Молодцы!

Ну а сейчас мы отдохнем.

    Физкультминутка.

Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?

Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)

    Дидактическая игра «Угадай дерево».

А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета ).

Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…

Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции,картины художников).

    Практическая работа

Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.

Для этого вы были поделены на 3 группы (дети под руководством учителя рисуют на асфальте выбранные деревья).

После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.

    Итог урока.

Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? (ответы детей).

Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

Какая бывает природа? (живая и неживая).

Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.

Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.

Как же меняется природа с приходом осени?

Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Сезонные изменения в живой природе


Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна


Введение


«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?


1. Изменение погодных условий


Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />


Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.


Сезонные изменения в жизни растений


Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.


Сезонные изменения в жизни животных


Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный



Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.