Alphabetical List of India’s Scheduled Tribes
  • Grierson (1909), Linguistic Survey of India , Vol. 111, Tibeto-Burman Family, General Introduction, Specimens of the Tibetan Dialects, The Himalayan Dialects and The North Assam Group, Pt. II, with Grierson (1903), Specimens of the Bodo, Naga and Kachin Groups, Pt. III, Grierson (1904) Specimens of the Kuki, Chin and Burma Groups, Pt. 111, Vol. 111
  • Violence and identity in North-east India: Naga-Kuki conflict - Page 201 S. R. Tohring - 2010 «… for these tribes including the Kuki/ speaking tribe such as: "Chin", "Mizo", "Chin-Kuki-Mizo", "CHIKIM", "Zomi", "Zou", "Zo". … During the British era, the British rulers used the term "Chin-Kuki-Mizo" and the Government of India seemed to follow …»
  • Sachchidananda, R. R. Prasad -Encyclopaedic profile of Indian tribes - Page 530 1996
  • Pradip Chandra Sarma, Traditional Customs and Rituals of Northeast India: Arunachal … Page 288 Vivekananda Kendra Institute of Culture «chose to employ the term Chin to christen those on the Burmese side and the term Kuki on the Indian side of the … The Mizo of today’s Mizoram are the descendants of Luseia, and the Zomi of Manipur are from the Songthu line, and thus all …»
  • Amy Alexander Burma: «we are Like Forgotten People»: the Chin People of Burma Page 16 2009 «… within Chin State, Chin nationalist leaders popularized the term „Chin“ following Burma’s independence from Britain.»
  • History of Zomi T. Gougin - 1984.
  • B. Datta-Ray Tribal identity and tension in north-east India Page 34 1989 «Now to accept the term Chin would mean subtle Paite domination in the matter, which the other groups like the Hmars, Zous, Anals and Koms may not coopt. A Zomi leader categorically stated that "Chin" is a Burmese word which literally …»
  • Keat Gin Ooi - Southeast Asia: A Historical Encyclopedia, from Angkor Wat to East … - Volume 1 - Page 353 2004 «Until recently, there appeared to be a consensus that the term Chin was not an identity that any of these peoples would … Some promote the terms Zo and Zomi, stating that they are derived from the name of the mythic common ancestor of all …»
  • Ramamoorthy Gopalakrishnan - Socio-political framework in North-East India Page 149 1996 «Later, the term "Mizo" created a lot of confusion particularly when the Zomi National Congress emerged. … But the problem arose with the use of the term "Chin" (it is not given due recognition in the List of Scheduled Tribes in Manipur).»
  • Chinkholian Guite - Politico-economic development of the tribals of Manipur: a study … Page 8 1999 «Conceptual Meaning and Various Interpretations of the Terms- Chin, Kuki and Mizo (a) Chin The term Chin is the name given to this Zo/Zou tribes (formerly known as Chin-Kuki-Mizo) group of people in Myanmar (Burma). They are mostly found in the …»
  • Mrinal Miri. Linguistic Situation in North-East India . - Concept Publishing Company, 1 January 2003. - P. 77. - ISBN 978-81-8069-026-6 .
  • Burma and Assam Frontier, ‘Kuki rising, 1917-1919’, L/PS/10/724, Oriental and India Office Collections (OIOC), British Library, London
  • О Джеймсе Куке мы узнали в первую очередь из песни Высоцкого, в которой есть сакраментальный вопрос: «За что аборигены съели Кука?». Они его не ели, на самом-то деле. А что же с ним случилось? Давайте разберемся.

    Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.

    Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.

    Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие — 20000 фунтов стерлингов — целое состояние по тем временам.

    На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.

    Одни утверждали, что паруса — это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.

    Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.

    Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.

    Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери — Кинжал.

    Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.

    Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).

    Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.

    Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

    Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.

    Расходная книга корабля «Резолюшн» содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.

    Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.

    Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.

    В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.

    На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.

    В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.

    Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, — по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.

    Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.

    По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.

    Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.

    Источник: newstyle-mag.com

    Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

    4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.

    Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку — Кеалакекуа.

    Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.

    Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

    Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.

    Источник: tambovodb.ru

    На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля «Дискавери» исчезла — гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.

    Кук был вне себя от ярости — эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.

    Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.

    Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

    В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.

    Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.

    Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.

    В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.

    Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

    Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.

    Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.

    Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.

    К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.

    Папуа-Новая Гвинея – страна удивительная, ее можно назвать оазисом первобытной жизни: большинство племен, населяющих ее территорию, никогда не контактировали с внешним миром.

    Однако установить контакт с некоторыми сообществами все же удавалось некоторым миссионерам, пишет Культурология .

    Как шли на сближение с цивилизованными людьми представители племени куку-куку?

    Куку-куку – древнейшее племя. Тысячелетиями представители этой народности жили небольшими группами, игнорируя (в новейшее время) любые попытки установления контакта. Когда в 1973 году государство Папуа-Новая Гвинея получило независимость, белые люди решили во что бы то ни стало узнать больше о местных аборигенах и приобщить их к благам цивилизации. Предпринималось много попыток образовательных миссий, но ни одна из них не увенчивалась успехом.

    Племя куку-куку было одним из немногих, которое решилось на взаимодействие с белыми людьми, польстившись выгодой, которую сулило знакомство. Хотя «контакт» был установлен специфический: куку-куку согласились на примитивную торговлю с чужеземцами. Торговля представляла собой обмен товарами: аборигены приносили диковинные ракушки, а взамен за это получали соль, краски и предметы первой необходимости. Во время обмена стороны не встречались, туземцы оставляли товар на поляне вечером, а утром забирали полученный взамен скарб. Когда однажды белый человек остался в засаде, чтобы увидеть, как выглядят куку-куку, он тем самым подписал себе приговор: наутро его нашли мертвым.

    Первый человек, которому все же удалось познакомиться с туземцами, – миссионер Поль Едидамо. Однако для этого он приложил немало усилий. Поль поселился в самом лесу, неподалеку от поселения куку-куку. Он построил дом и разбил огород, и стал ждать подходящего случая, чтобы каким-то образом встретиться с дикарями. Повод для встречи долго не представлялся, но Поль постоянно чувствовал, что за ним наблюдают из леса.

    Местная красавица.

    Когда плоды на огороде стали созревать, Поль вдруг заметил, что в одну из ночей его урожай попросту украли. Не было никаких сомнений в том, кто это сделал. Туземцы забрали только спелые овощи, и было очевидно: они вернуться за теми плодами, которые еще только дозревают. На следующую ночь Поль устроил засаду, оружия он не брал, но в его кармане был только фонарик. Около полуночи действительно появился мужчина, Поль тут же ослепил его лучом света. Расчет был верен: туземец опешил и стал, как вкопанный. Полю удалось кое-как успокоить его и жестами пригласить в дом. В доме Поль угостил туземца едой, тот попробовал не сразу. Наибольшие опасения у него вызвали конфеты, но, распробовав, мужчина вошел во вкус и съел целую горсть.

    Стоит ли говорить, что на утро дом Поля был окружен дикарями. Все они хотели «бон-бон» (так туземцы назвали сладости), на радостях они опорожнили все запасы белого человека. С тех пор к Полю стали проникаться доверием. Ему удалось начать занятия с детьми куку-куку, рассказать им о правилах гигиены. Многих из них он научил английскому языку, и от них узнал некоторые сведения о жизни племени. Полю стало известно, что племя разделено на группы, и все они враждуют между собой.

    Перед самым окончанием контракта к Полю пришли мужчины племени, неся маленькую девочку, привязанную к длинному шесту. Поль с содроганием взглянул на ребенка, он опасался, что аборигены решили ее съесть, поскольку она была из враждебного рода. Однако опасения были напрасны: куку-куку попросили своего белокожего друга угостить девочку конфетами. Они надеялись, что, распробовав сладость, она расскажет об этом соплеменникам, и те поменяют свой враждебный настрой. Было удивительно, что эти воины впервые задумались о мире, а поводом для этого стал тот самый «бон-бон».

    Племя куку-куку – одно из немногих, с которыми цивилизованным людям удалось установить контакт. В Папуа-Новой Гвинее проживают и более кровожадные народности, попытка познакомиться с которыми может закончиться намного более плачевно.

    Самолет из столицы Папуа – Новой Гвинеи, Порта-Морсби, в Гороку летает один раз в неделю. В новогвинейских условиях это называется «постоянной связью». И Горока, которая в других местах была бы малозаметной деревушкой, куда сходятся для торговли люди из разных племен, здесь считается крупным центром, достойным нанесения на карту.

    Самолет резко идет вверх. Высоко над туманом и облаками внезапно появляются светло-серые горы. По фюзеляжу хлещут тяжелые капли дождя. Вдруг тучи исчезают, и какое-то время самолет летит над залитой солнцем долиной, где виднеются несколько разбросанных у подножия гор хижин - единственное свидетельство присутствия человека. И снова тучи и дождь. А через четверть часа - опять долина. И опять горы. С самолета становится понятным, почему разные племена в этих краях могут жить рядом тысячи лет и не знать ничего о существовании соседей. Австралийские географы придумали для этих мест выразительное название: «Broken-Bottle land» - «Страна битых бутылок».

    Представьте себе бутылку с отбитым горлом. Дно ее осталось целым, и его окружают отвесные стенки с острыми краями - именно так выглядят с самолета бесчисленные долины.

    Именно здесь в центре острова и проживает одно из самых загадочных племен – «морщинистые» папуасы. Раньше этот народ был очень многочисленным и воинственным. Им, как и живущим неподалеку племенем куку-куку, пугали детей. Войны и нападения на соседние деревни следовали одна за одной. И горе побежденных сопровождалось ритуальными плясками победителей. Однако странная болезнь, некогда посетившая племя, существенно сократила его численность. И лишь легенды рассказывают о его былом величии.

    «Морщинистые» не более морщинисты, чем другие люди. Но, во-первых, названия многих племен очень условны. Они попали на карту по-разному: то со слов соседей-врагов, которые сообщили недружелюбное прозвище, то по чистой случайности.

    Во-вторых же, в племени «морщинистых» необычайно почитают стариков, а признак старости - морщины. И каждый мужчина племени, знакомясь с чужим человеком, первым делом показывает на свое лицо: «Смотри, сколько у меня морщин! Я уважаемый человек!»

    Первым белым, добравшимся до земли «морщинистых», был австралийский полицейский офицер Джералд Мак-Артур. 6 декабря 1953 года он записал в своем служебном дневнике:
    «...На юго-западе мы перевалили через горный хребет и попали на территорию племени, которое соседи называли «морщинистыми». По рассказам соседних племен, в старые времена «морщинистых» боялись не меньше, чем куку-куку. Однако последнее время неизвестная болезнь значительно уменьшила численность племени. По мнению папуасов, болезнь наслал дух Холе за многочисленные обиды, причиненные соседям.

    В первой же деревне «морщинистых» я увидел девочку, сидящую у костра. Она тряслась всем телом, как бы в лихорадке. Мне объяснили, что она заколдована. Туземцы называли колдовство словом «куру». Девочка, объяснили они, будет трястись, не переставая, потом не сможет ни пить, ни есть и через несколько недель умрет».

    В 1965 году датский медицинский географ Арне Фальк-Рённе провел в долине свыше двух месяцев. Экспедиция его вышла из Гороки и много дней продиралась и прорубалась через переплетенный лианами лес.

    Вот как он вспоминает встречу с «морщинистыми»: «Внезапно появляется проводник
    - С вами хочет поговорить семья канаков, мастер, - говорит он.
    - Чего они хотят, Табаси?
    - Им хотелось бы, чтобы вы с ними поздоровались. Они никогда еще не видели белого. Только... сэр, они взяли с собой «тихого человека»...
    «Тихим человеком» в здешних местах называют мумии предков которые хранят в хижинах. А по торжественным случаям носят и с собой. Здесь, в горах, уверены, что мумия предка видит и понимает все, что делается вокруг.

    «Табаси приводит гостей. Мужчины несут на плечах что-то похожее на сплетенные из бамбука носилки. В них лежит завернутая в циновку мумия. Люди останавливаются в нескольких метрах от меня, а три женщины бережно поднимают голову «тихого человека». Они обращаются с ним с такой лаской и заботливостью, что я начинаю чувствовать к нему зависть. Гости держатся с большим достоинством. Они делают все, чтобы «тихий человек» рассмотрел нас со всех сторон. Вообще, они кажутся мне симпатичными людьми».

    Первые врачи, исследовавшие болезнь куру, доктора Зигас и Гайдусек назвали ее «смертью от смеха», потому что больные зачастую издают звуки, напоминающие смех. Однако на местном наречии слово «куру» значит скорее «смерть от ужаса» или «смерть от холода».

    Признаки болезни всегда одинаковые: человек перестает владеть своим телом, ему становится трудно садиться. Он слабеет, передвигается с трудом. Через некоторое время он уже вообще не может двигаться.

    Предполагают, что куру появилась среди «морщинистых» лет тридцать пять тому назад. В то время о существовании племени не знал ни один белый.

    Болезнь, без сомнения, наследственная, ибо в некоторых семьях погибали от куру женщины в нескольких поколениях и в одном и том же возрасте.

    Причины болезни установить, пока, не удалось. Но, во всяком случае, болезнь эта не внесена извне: она распространилась за несколько лет перед тем, как сюда попал первый белый.
    Пища «морщинистых» тоже ни при чем: она не отличается от пищи остальных племен этого района. А у них куру не бывает; в тех же нескольких случаях, которые зарегистрированы, матери больных были из племени «морщинистых».

    Если средства борьбы с куру не будут найдены, племя «морщинистых» исчезнет. Многие ученые предполагают, что в истории Новой Гвинеи были уже племена, вымершие от подобных загадочных болезней. Причем племена, культурный уровень которых значительно превосходил уровень нынешних папуасов.

    Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук - руководитель трех кругосветных экспедиций, "автор" ряда географических открытий, исследователь Австралии, Новой Зеландии и островов Полинезии. Кук первым нанес на карту очертания восточного побережья Австралии, доказал, что Новая Зеландия - два самостоятельных острова, разделенных проливом и первым пересек южный полярный круг. Вопреки известной шуточной песенке Владимира Высоцкого, про австралийских аборигенов, которые "хотели кока, а съели Кука", мореплавателя никто не ел, хотя его действительно убили туземцы во время вооруженной стычки с английскими моряками. Вторая ошибка в песне - это произошло не в Австралии, а на Гавайях, которые также открыл Джеймс Кук.

    Сегодня "РГ" рассказывает о семи удивительных фактах, связанных с гавайскими аборигенами и Джеймсом Куком.

    Астрономы на пирогах

    Джеймс Кук стал первым европейцем, ступившим на землю Гавайских островов. Это произошло во время третьего кругосветного плавания, главной задачей которого было найти так называемый "Северо-западный проход" - водный путь, пересекающий Североамериканский континент. Британский парламент пообещал команде корабля, который сделает открытие, 20 тысяч фунтов стерлингов - астрономическая сумма по тем временам.

    Кук рассчитывал найти "проход", двигаясь вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки, и держал путь от Новой Зеландии и Таити на северо-восток, в северное полушарие, пересекая Тихий океан.

    Гавайские острова Джеймс Кук открыл 18 января 1778 года, назвав их Сэндвичевыми в честь одного из английских лордов. Команда мореплавателя пробыла на Сэндвичевых островах около трех недель, а затем экспедиция двинулась на север.

    Этот, первый визит Джеймса Кука на Гавайи, обошелся без конфликтов с местным населением. Однако каково же было удивление исследователя, когда он обнаружил, что туземцы Сэндвичевых островов говорят на языке аборигенов с Таити! Было очевидно, что они принадлежат к одним и тем же полинезийским племенам. Открытие было шокирующим, ведь между Таити и Гавайскими островами - больше четырех тысяч километров морского пути. А единственным средством передвижения туземцев по морю были пироги. Для дальних путешествий использовались многовесельные пироги, но большое количество гребцов не меняло сути - лодка оставалась лодкой. Однако полинезийцы были прекрасными путешественниками и уверенно ориентировались в океане по звездам, солнцу и луне, не имея никаких астрономических приборов.

    Позднее исследователи подтвердили этнографические выводы Джеймса Кука. Согласно современной теории, первые полинезийцы прибыли на Гавайи около 300 года с Маркизских островов. Вторая волна "колонизации" Гавайев полинезийцами произошла в XIV веке, на этот раз пришельцы были с Таити. Постепенно они совершенно вытеснили коренных жителей островов - племена менехуне (пигмеев), превратив их в своих рабов. Но даже до ХХ века на одном из островов чудом сохранилась деревушка пигмеев, а местном фольклоре присутствуют сказания о племенах и поселениях злобных карликов.

    Трудно быть богом

    После путешествия по северным широтам, в ходе которого экспедиция вошла даже в Чукотское море (кстати, это именно Кук во время этого плавания назвал пролив между Азией и Северной Америкой именем российского исследователя Витуса Беринга), в ноябре 1778 года Кук вернулся на Гавайи. Требовалось отремонтировать корабли и пополнить припасы. Однако подходящее место для стоянки капитан нашел только к середине января 1779 года. Корабли экспедиции "Резолюшн" и "Дискавери" бросили якоря в бухте Кеалакекуа.

    Туземцы приняли англичан, что называется, с распростертыми объятиями. Дело в том, что местные жители приняли Кука за божество Лоно (о-Роно в другой транскрипции).

    По одной из версий, аборигены в первый раз увидели судно ночью, оно проходило вдали от острова, освещенное огнями. Именно так, согласно пророчествам, должно было состояться "второе пришествие" бога Лоно. Несколько разведчиков на пирогах отправились посмотреть на "бога" вблизи. Когда же корабль вошел в бухту и бросил якорь для стоянки, туземцы только укрепились в своем мнении, так как именно в этом месте и должно было произойти триумфальное возвращение божества.

    В своих дневниковых записях Джеймс Кук отмечает, что его встречали несколько тысяч аборигенов. Часть из них вышла в море на пирогах, еще больше ждали его на берегу. "Я никогда не видел в здешних морях такого количества людей, собравшихся в одном месте; кроме множества каноэ, весь берег был покрыт людьми, а сотни их плавали вокруг корабля как стаи рыб", - записал Кук в своем журнале.

    С таким приемом Кук без труда подружился с местным вождем Каланиопуу и договорился с ним о поставках на корабль продовольствия и пресной воды. Туземцы воспринимали все это как подношения богу.

    Гирлянда для божества

    Цветочные гирлянды - леи - один из символов Гавайских островов сегодня. Без этих оригинальных, красочных и ароматных украшений не обходится ни одна вечеринка с участием туристов, кроме того, официально отмечается "лей-дей" - праздник цветочных гирлянд.

    Во времена Джеймса Кука право носить гирлянды из цветов имели только вожди. Причем такое украшение несло в себе скрытый смысл: по "растительному составу" гирлянды, по ее окраске, способу плетения можно было многое сказать о ее хозяине. Можно сказать, что лей нес такую же информацию об украшенном им человеке, как ирокез у североамериканских индейцев или татуировки у австралийских племен. Лей символизировал статус и власть в обществе. У каждого вождя были свои, присущие только ему "цветы и цвета". По особо торжественным поводам вожди украшали себя гирляндами, сплетенными из редких цветов, доставленных из глубины острова. Естественно, украшения из цветов полагались и "богу" - Джеймсу Куку.

    Праздник разврата

    "Мы живем в величайшей роскоши, а что касается количества и выбора женщин, то среди нас едва ли найдется такой, кто не сможет состязаться с самим турецким султаном", - писал в своем дневнике судовой врач Дэвид Сэмуэлл.

    Доступностью местных женщин был впечатлен и сам Джеймс Кук. Обычно сдержанный, он записал в журнале: "Нигде в мире я не встречал менее сдержанных и более доступных женщин… у них была только одна цель - вступить в любовную связь с моряками… при этом ничего не требуя взамен… Этот народ достиг высшей степени чувственности. Такого не знал ни один другой народ, нравы которого описаны с начала истории до наших дней. Чувственности, какую даже трудно себе представить".

    Подобная развратность вполне объяснима. Дело в том, что Лоно, за которого приняли Джеймса Кука, был богом плодородия, а его символом являлась статуя фаллоса, высеченная в скале, к которой приносились щедрые дары. В честь Лоно устраивались многочисленные праздники, самый большой из которых, Макаики, длился четыре месяца, с ноября до марта. Это было время веселья, песен, пиров, состязания и любовных игрищ, в которых участвовало практически все население острова, независимо от возраста, пола и родственных связей. Во время одной из таких игр мужчины и женщины племени садились друг напротив друга, а ведущий, прохаживаясь между ними, по очереди указывал на них палочкой. Составленные таким образом случайные пары уходили, чтобы провести вместе ночь.

    В подобных играх не участвовали только вожди племени. Неприкосновенны были и их жены. Однако английские моряки, ободренные доступностью женщин после долгих месяцев плавания и не знавшие особенностей местного общества, жестко разделенного на касты, спали с десятками женщин, невзирая на их социальное положение в племени и статус.

    Этот факт послужил началом конфликта между англичанами и туземцами. Во-первых, по представлению местных, богов не должны были интересовать земные женщины. Во-вторых, вождям, вполне естественно, не понравилось покушение пришлых на "честь" их жен. Другой причиной стало воровство туземцев, которые тащили с корабля все, что плохо лежит.

    Нарушенное табу

    Именно благодаря дневникам Джеймса Кука в современный язык вошли слова "кенгуру", "бумеранг" и "табу". Понятие "табу" было широко распространено у островитян и накладывалось вождем племени либо жрецами по самым разным причинам.

    После того, как отношения англичан и аборигенов охладели, вождь племени Каланиопуу намекнул Куку, что, мол, пора бы и честь знать. В начале февраля, пробыв на Гавайях около трех недель, экспедиция покинула острова. А вождь наложил на бухту и прилегающую к ней береговую территорию, опустошенную пребыванием англичан и беспрерывными празднествами, табу. Дело в том, что островная культура требовала чрезвычайно бережного обращения с ресурсами, требовалось несколько лет, чтобы истощенная часть острова восстановилась. В это время жителям запрещалось появляться на этой территории.

    Однако события развивались неблагоприятно для Джеймса Кука. Недалеко от Гавайских островов "Резолюшн" попал в шторм и повредил мачту. Кораблю требовался ремонт. Учитывая, что бухту Кеалакекуа Кук искал больше месяца, выбора не было - англичане вынуждены были вернуться на остров. На этот раз их встретили прохладно, если не сказать враждебно - ведь они нарушили табу!

    Дальше конфликт только нарастал. Последней каплей стала кража с борта корабля клещей, а затем и шлюпки. Кук решил вернуть бот, и с вооруженным отрядом в 10 человек отправился на берег. В это время на берегу собралась толпа в несколько тысяч воинов. Десять человек, даже с огнестрельным оружием, не смогли бы остановить их.

    Есть версия, что Кук решил взять вождя Каланиопуу в заложники (в некоторых источниках говорится, что, несмотря на дружелюбие к туземцам, он проворачивал этот фокус не один раз). Как бы то ни было, Кук и вождь шли к шлюпкам, когда в толпе туземцев началась паника (кто-то выкрикнул, что на другом конце острова англичане убивают местных), и Кука ударили в затылок. Он успел разрядить в туземцев ружье, заряженное дробью, но никого не убил - аборигены окончательно разуверились, что белый - бог. Команда Кука отступила, оставив тело капитана на растерзание племени.

    Бумерангом по голове

    Есть несколько версий насчет оружия, с помощью которого был убит Джеймс Кук. Одни исследователи утверждают, что его ударили копьем в затылок, другие - что треснули обычной дубинкой, а потом добили кинжалами или ножами. И уж точно это не была "палка из бамбука", как у Высоцкого.

    Вторая версия более вероятна, только вместо "обычной дубинки", скорее всего, был невозвратный бумеранг. Бумеранги, как изогнутые (возвратные) так и прямые (невозвратные), были традиционным оружием не только австралийских племен, но и полинезийских. Причем для охоты и для войны, то есть в тех случаях, когда реально требовалось поразить цель и нанести ей урон, применялись именно невозвратные бумеранги, своего рода "палки-металки". Изогнутые бумеранги, по мнению исследователей, применялись только для ритуальных игр и для охоты на птиц, которых бумерангом сгоняли с насиженных мест.

    Ножей и кинжалов как таковых у полинезийских племен не было - они не знали металла. А оружие изготавливали из дерева, в края которого вставлялись акульи зубы. Вполне возможно, что таким "кинжалом" ударили в спину раненного Джеймса Кука.

    Кроме того, этим же фактом можно объяснить и воровство туземцев - больше всего на корабле их привлекали металлические детали и предметы, крепеж.

    Особая честь

    Итак, команда Джеймса Кука отступила, оставив тело своего капитана туземцам. Однако после этого англичане не спешили покинуть остров. Капитан второго корабля, "Дискавери", Чарльз Клерк решил добиться выдачи тела Кука. Но после произошедшего мирные переговоры не дали никакого результата. И тогда Клерк под прикрытием пушек с кораблей захватил и сжег прибрежные поселения, отбросив аборигенов в горы. После этого местные вожди доставили на "Резолюшн" то, что осталось от Джеймса Кука.

    Увидев останки капитана, англичане были в шоке. В большой плетеной корзине лежали куски человеческого мяса, а сверху - голова без нижней челюсти. Возможно, после этого и родилась легенда о том, что аборигены "съели Кука", хотя гавайские туземцы не были каннибалами.

    На самом деле, подобная жестокость гавайцев говорила об оказании великой чести умершему. Дело в том, что знатных вождей, подобных в своем величии богам, хоронили особым образом: помещали на 10 дней в неглубокую могилу, а затем сохранившийся скелет с почестями помещали в усыпальницу, после чего вождь объявлялся настоящим богом. На Гавайских островах до сих пор сохранились такие королевские усыпальницы со скелетами.

    Нижнюю челюсть Кука в буквальном смысле "на память" забрал себе вождь Каланиопуу, и это тоже была честь, так как подобное разрешалось только близким родственникам.

    21 февраля 1779 года останки Джеймса Кука, по старинному морскому обычаю, зашили в парусину и захоронили в море.