Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.


Многими святыми прославилась Российская земля, но больше всего среди них преподобных. Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: ведь в России много густых лесов, заброшенных мест, куда и уходили монахи ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах — рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.


В чем помогают икона и мощи святого Александра Свирского, как преподобный достиг такого преображения и о чем ему молиться вы узнаете их настоящей статьи.


Житие Александра Свирского

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день. Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро. Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости. Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.


С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве. С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек. По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.


Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет. Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания. Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.


В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос. Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара. Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.


После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам. К подвижнику стали приходить люди, паломники обители. В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами. Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву. Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.


В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного. Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря. Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.


Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель. Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец. Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.


Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.


А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку. Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь. Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)». После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.


Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.



Александро-Свирской монастырь — две обители, основанные святым Александром

Итак, в 1508 году преподобный поставил деревянный Троицкий храм на благословленном ему месте, а в 1526 он был уже перестроен в каменный. Сам преподобный не имел священнического сана, считая себя по смирению недостойным, но братия обители, не имея возможности упросить его, написали святителю Серапиону, епископу Новгородскому, их правящему архиерею — и только по его благословению святой Александр был рукоположен во священника в Новгороде и, наконец, стал игуменом созданной им же обители.


Жизнь его после принятия высокого начальственного звания не изменилась: он делал всю черную работу монастыря, носил лохмотья, спал на голом полу. В Свирский край преподобный принес с Валаама ручные жернова — новшество того времени, став, таким образом, еще и просветителем местных жителей. Молотьба зерна на них была нелегким делом, монахи, очевидно, избегали этой работы как тяжелой и неизвестной, и святой сам втайне, по ночам, молол на жерновах.


К концу жизни святой решил воздвигнуть еще один храм — на сей раз в честь Богородицы, Покровский. Братия заложила фундамент церкви. В один из дней над основанием храма явилась Богоматерь: преподобный Александр почувствовал скорое явление, позвал келейника помолиться вместе и перед кельей, на камнях будущего храма, они увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте, окруженную многими сияющими Небесным Силами — Ангельским Воинством. Сама Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, показав ему видение многих будущих подвижников благочестия, которые просияют в его обители, также сказав о том, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают Александру в его трудах.


Смирение, которое возвеличило святого, он проявил и перед смертью. Он почитал себя недостойным даже простого погребения: он сказал связать его тело веревкой и оттащить в болото. Конечно, братия восстала против такого смирения, и преподобный согласился, чтобы его похоронили в любимой им отходной пустыни — к тому времени (шел 1533 год) здесь уже стояла церковь в честь Преображения Господня. На 85 году жизни преподобный отошел в райские обители. День его смерти — 30 августа (12 сентября) стал первым днем его памяти.


Монастыри же, основанные святым на малом расстоянии друг от друга, существуют и по сей день — им более пяти веков. Ко времени революционных потрясений и гонений ХХ века это был центр духовной, культурной и промышленной жизни края: монастыри держали несколько заводов, имели пристань, хозяйство, огороды, скотный двор. После революции обители были разорены, в Троицком монастыре был устроен психо-неврологический интернат.


Однако сегодня оба монастыря вновь возрождены и действуют. Сохранена часть древних фресок монастырских храмов, вновь обустраивается хозяйство, приезжают паломники. Можете в любой момент посетить обитель и вы, поучаствовав в его возрождении: помните об обещании Самой Богородицы, что Она наградит каждого, кто поможет этой обители.



Чудеса Александра Свирского

При жизни и после смерти смиренный северный святой творил многие чудеса, который и сегодня происходят по молитвам к нему. Он исцелял слепых, парализованных, выгонял бесов из одержимых, подвергнутых порче колдунами людей.


Однажды по молитве святого, как по благословению Самого Христа, была выловлена огромная рыба: рыбак был преследуем неправедным судьей за продажу рыбы, но, отдав выловленную по молитве Александра Свирского рыбу в счет погашения долга, избавился от преследований.


Как и показала Пресвятая Богородица, преподобный Александр воспитал несколько поколений святых: его наставления и молитвы, наполненные смиренным и покаянным духом, они разнесли по всей Руси. Среди учеников преподобного Александра много малоизвестных святых, память которых почиталась до революции в малых монастырях, основанных ими и разрушенных в годы советской власти. Память всех этих подвижников празднуется в Соборе святых, в земле Карельской просиявших.


Уже в 1545 году, через несколько лет после кончины святого, учеником и последователем преподобного на посту настоятеля монастыря — игуменом Иродионом, было составлено его житие, затем празднование памяти святого в день его отшествия ко Господу и служба ему. На его могиле совершались многие чудеса, поэтому несмотря на краткий по церковным меркам срок.


Тогда же были написаны краткие молитвословия — тропарь и кондак Александру Свирскому, которые по сей день поются в дни памяти преподобного, а также могут быть выучены наизусть и читаться в любой момент при опасности для жизни:


С юности, ты, богомудрый, по желанию духовному поселился в пустыне, хотел только усердно ходить по стопам Христа, потому даже Ангельские воинства, видя тебя, удивлялись, как ты, плотский человек, премудро сражался с невидимыми бесовскими силами, победил полки страстей и бесов через воздержания и стал равным Ангелам на земле — преподобный Александр, моли Христа Бога, да спасет души наши!
Как яркая сияющая звезда, в странах российский ты просиял, отец Александр, вселился в пустыню и усердно желал следовать пути Господню, и того святое правило приняв, крест свой неся, умертвил трудами и подвигами своими телесные желания и похоти, потому и молимся тебе усердно: спаси учеников своих, которых ты мудро собрал в обитель свою, и людей, молящихся тебе, чтобы мы пели: радуйся, о преподобный Александр, отец наш!



Мощи святого Александра — чудесная святыня

Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь.


Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» — святыми мощами. Обе обители, основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей — «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.


С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей — Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.


Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро — благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).


Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного — у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля — день обретения мощей святого в XVII веке.



Значение иконы святого Александра Свирского: как узнать святого

Интересно, что преподобный Александр Свирский имеет большое разнообразие типов иконографии, то есть икон в разных позах и разных моментах жизни. Пребывая всю жизнь вдалеке от бурных событий Российской истории, в чаще лесов Русского Севера, святой созидал духовную историю нашей страны, имея великие дары Божии. Это отражено на иконах преподобного.


    Одна из первых его икон была создана сразу после обретения мощей подвижника, в XVII веке. Святой Александр изображен на ней лежащим: обретенные мощи были поистине такими, словно святой только что уснул.


    С мощами преподобного — всероссийской святыней — связан еще один образ: в XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного) была написана икона-портрет святого «с натуры», то есть с мощей как с живого человека. Сейчас ее трудно найти.


    Еще один образ показывает святого Александра в схимнической одежде. Его правая ладонь открыта к молящимся перед иконой, в левой руке святой держит свернутый свиток — символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Преподобного Александра просто узнать по вьющимся седым волосам, округлому лицу и такой же круглой бороде с завитками.


    Уникален образ преподобного Александра в момент явления ему Трех светлых Ангелов: Бога во Святой Троице. Три Юноши со светлыми волосами в белых сияющих одеждах расположены на левой стороне иконы и показаны идущими с посохами в ярком свете, глядящими на старца, стоящего на коленях в благоговейном трепете на правой стороне иконы. Каждый из них держит в руке жезл. Около святого — ели, мох и другие приметы северной природы. Святой Александр Свирский протягивает ко Господу правую руку, прижимая другую к груди и выражая тем сердечное умиление, страх Божий и молитвенное горение. Святой одет в одежду темного цвета — грубую коричневую монашескую ризу, которая символизирует греховность человеческой природы и тленность ее в сравнении с Божественной.


    Еще одна икона, указывающая на явление Святой Троицы преподобному Александру, — изображение его опирающего на посох, с иконой «Пресвятой Троицы» в знаменитой иконографии, созданной святым Андреем Рублевым. Голова преподобного при этом покрыта капюшоном монашеской схимы в знак благоговения, а взгляд направлен одновременно перед собой и вглубь себя, как бы сквозь молящегося. Это присущее иконам многих преподобных выражение лика: словно святой видит недоступное простым людям, ощущает Духа Божьего в себе и прислушивается к Нему.


    Последний тип иконографии преподобного Александра Свирского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.



Как молиться Александру Свирскому

Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.


  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях — молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.

  • Преподобному молятся об укреплении веры, любви к Богу, возрастании в добродетелях.

  • Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости — молитесь ему о смирении и мире.

  • Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.

  • Известно, что святой помогает обрести наследника: к нему часто обращались и получали просимое люди, мечтавшие родить именно сына.

  • Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь — о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.

  • Молятся ему и сами родители будущих монахов — о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.

  • Молитесь искренне, с верой в просимое. Думайте о том, можете ли вы быть виновны в сложившейся ситуации, если вам тяжело. Кайтесь в своих грехах.

  • Молитесь дома или в храме перед иконой святого — она достаточно редка, если вы живете не на Северо-Западе России, но ее можно приобрести в больших церковных лавках.

  • Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь к иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку святого, перекреститесь вновь и поклонитесь). Желаем вам благословения преподобного и вдохновения его примером на молитву!

Молитву Александру Свирскому во всех нуждах можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:


О, святой начальник обители Свирской, ангел земной и человек небесный, преподобный, носящий Дух Божий в себе отец наш Александр, угодник известный Пресвятой и Единосущной Троицы, многие милости насельникам твоей обители и всем, кто с верой и любовью приходит и обращается к тебе, являющий!
Попроси для нас все, нужное для жизни земной, особенно же необходимое для жизни вечной и спасения!
Помоги твоим предстательством, угодник Божий, правителям нашей Российской страны и архипастырям святой Православной Церкви Христовой, да хранит Господь всех нас в мире. Будь всем нам, святой чудотворец, во всех скорбях и горе помощник скорый, особенно же во время смертное будь нам заступник добросердечный, чтобы не были мы на мытарствах преданы власти поднебесной злобного князя мира сего, но удостоились беспрепятственного входа в Небесное Царство Божие.
Отец и молитвенник наш всегдашний! Не обмани надежды нашей, не отвернись от смиренной нашей молитвы, но всегда о нас ходатайствуй перед Престолом Троицы Живоначальной, чтобы сподобились мы вместе с тобой и со всеми святыми, хотя и недостойны этого, в райских селениях прославлять и возвеличивать милосердие и благодать Господа во Пресвятой Троице — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.


Молитвами святого Александра Свирского да хранит вас Господь!


Свято-Троицкий мужской монастырь, где находятся мощи Александра Свирского, ежегодно принимает тысячи паломников со всего света.

Верующие жаждут увидеть нетленное тело и красоту мироточения из ступней и ладоней старца чудотворца.

Мощам более 5 столетий, но даже лицо Александра Свирского сохранилось и имеет схожесть с его изображениями на старинных рукотворных иконах.

Краткое жизнеописание Александра Свирского

Мать и отец преподобного старца были людьми набожными и, воспитывая 2 старших дочерей, молились о даровании им долгожданного сына. Во время службы они услышали глас Божий, который поведал им о скором исполнении их заветного желания.

Чудо явилось, и 15 июня 1448 года в семействе простых крестьян родился замечательный мальчик. Его появление на свет пришлось на день святого провидца Амоса, в честь которого и окрестили прекрасного младенца. Родители желали сыну лучшей доли и в подростковом возрасте отдали на обучение грамоте и разным наукам.

С трудом давались юному Амосу чтение и письмо, он впадал в тоску и отчаяние. Только посещение Острожского Введенского храма давало подростку силы, а в моменты богослужения он видел чудесный лик и слышал глас Божьей Матери.

Вырос юный Амос сильным и скромным парнем, ходил в робе, сторонился веселья и шумных празднеств. В 19 лет, отказавшись от женитьбы, ушел из отчего дома, и направился к валаамским монахам. Добравшись до истока Свири, Амос перебрался на противоположный берег и вскоре оказался близ живописного озера.

Тут он решил заночевать и провести время в долгих мольбах. Глубоким вечером, в полной темноте случилось чудо, на избранное святое место снизошел яркий свет. Глас Божий поведал смиренному Амосу, чтобы шел он в обитель на Валаам, но потом возвращался на это место и заложил здесь мужской монастырь.

Важные события в жизни преподобного Александра Свирского:

  • 7 лет Амос жил в статусе прислужника монастыря и с благословения настоятеля 26 августа 1474 года постригся в монахи. Его нарекли Александром;
  • В 1485 году в минуты ночных бдений иноку Александру явился лик Пресвятой Богородицы, голос с небес велел ему вернуться на святое место, а указующий перст был направлен в сторону заповедного озера;
  • Неподалеку от речушки Свирь монах Александр воздвиг маленькую келью. Первые 7 лет он прожил, не пробуя хлеба, не видя ни одной живой души, питаясь только дарами леса. От болезней его исцеляли видения, а по пути истинному, сложному и тернистому, направляли Божьи голоса;
  • Молва о преподобном отшельнике распространилась по округе, и к Александру стали стекаться паломники. В 1508 году уже немолодой инок, проживающий более 20 лет в уединенном месте, узрел богоявление Святой Троицы;
  • Александру было указано место для возведения православного храма. Сначала это была деревянная церквушка, а в 1526 году вместо нее возник первый каменный храм;
  • Вскоре преподобный инок принял игуменство, и, не отступая от своей божьей миссии, продолжил строительство святынь во славу Пресвятой Богородицы.

В лучший мир блаженный Александр Свирский отправился 30 августа 1533 года на 85 году жизни. Он завещал похоронить его на болоте или на пустыре. Но преемники не последовали завету старца и решили сохранить мощи благочестивого для будущих поколений.

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Свято-Троицкий монастырь преподобного Александра Свирского стал духовным очагом и просветительской колыбелью всего Олонецкого края. В северных областях России слава о чудесном старце и его православном мужском монастыре распространялась по городам и весям.

Интересные факты:

  • Поселение Олонец было освоено благодаря огромной помощи святой братии и непосредственному вкладу святителя Александра;
  • В 1703 году при закладке Санкт-Петербурга храм во главе со своим основателем оказал большую поддержку строителям великого города;
  • В период нападения литовцев, в дни войны со шведами и во времена кровопролитных боев 1812 года обитель даровала съестные припасы и совершала огромные материальные вклады на военные нужды государства;
  • Монастырь хранил памятные грамоты, облачения и литургические сосуды от великих царей Михаила Федоровича, Ивана Грозного, Алексия Михайловича и Петра Великого.

Свято-Троицкая Александро-Свирская обитель относится к древним памятникам архитектуры и великим православным святыням. Датой основания монастыря считается конец 15 века. Еще при жизни свято чтимого Александра Свирского воздвигли Покровскую церковь, Троицкую и Преображенскую обители с братскими кельями.

Осенью 1918 года храм был разграблен и во времена Советского Союза тут был исправительно-трудовой лагерь. В период с 1953 по 2009 год в нем находилась Свирская лечебница для калек и душевнобольных.

Нетленные мощи преподобного Александра Свирского

Жизнь праведника Александра Свирского была описана в 1545 году его преемником Иродионом по указанию Феодосия, архиепископа Новгородского.

Повествование свидетельствовало о многочисленных подвигах старца, о чудесах богоявления, о предсказаниях будущего и исцелении игуменом безнадежных больных. По распоряжению высшего духовенства через 2 года была проведена служба, и стали отмечать день памяти преподобного Александра.

17 апреля 1641 года святые останки Александра Свирского объявили нетленными и перенесли в Преображенский храм на радость верующим прихожанам. Когда подняли крышку гроба, от мощей повеяло сильнейшим благоуханием, и все узрели нетронутое временем тело чудотворца, хотя со дня захоронения прошло более 100 лет.

Интересный факт: многие из тех, кто смог прикоснуться губами к рукам Александра Свирского, уверяли, что мощи были теплыми, как тело живого человека. Останки святых мучеников продолжают излучать тепло и энергию даже спустя века после кончины великих преподобных.

Новость распространилась повсюду и достигла палат самого царя Михаила Фёдоровича. Он пожаловал для святых останков серебряную усыпальницу, инкрустированную каменьями и прочими драгоценностями.

Мироточение святых мощей

После перевозки святых мощей в храм великомученицы Софии и ее дочерей, мироточение не прекращалось. Каждый раз интенсивность то усиливалась, то становилась менее заметной, но истечение миры не останавливалось ни на секунду.

Сильнее всего мощи старца замироточили по возвращению в родной монастырь, спустя долгие годы забвения . За процессом наблюдали послушники, они стояли у раки святителя, не смея отступить ни на шаг от священных мощей.

Многие подметили, что сила мироточения менялась в зависимости от того, кто служит и как молятся люди, наполнен ли монастырь верующими или в храме полное затишье.

Судьба святых останков после революции

Осенью 1918 года нетленное тело преподобного было потревожено отрядом чекистов под предводительством Августа Вагнера. Святой прах должны были подвергнуть сожжению, а монахов приговорили к расстрелу. Но по Божьему произволению реликвия была спасена и спрятана в часовенке при больнице города Лодейное Поле.

В 1919 году нетленные останки вывезли в Петроград и поместили в музей анатомии при Военно-медицинской академии. В период Советской власти тело преподобного старца хранилось как «музейный экспонат» и только спустя 80 лет явилось миру как вновь обретенная реликвия православных верующих.

Когда и как произошло второе обретение мощей чудотворца

Место хранения священного праха начали искать только в 1997 году. Зимой того же года игумен Лукиан первый обнаружил мощи в анатомическом музее. В январе следующего года начался процесс освидетельствования «мумии» (так называли безымянное тело музейные работники).

Наконец летом 1998 года святые останки великомученика вернули многочисленным верующим.

Важно знать: после того как завершился процесс исследования тела преподобного Александра, присутствующие совершили молебен, и вдруг явилось чудо, помещение наполнилось благоуханием, исходившим от стекавшей из ступней святого старца благословенной миры.

Великое знамение свершилось в те летние деньки в Санкт-Петербурге. Святитель возвратился в мир через 465 лет со дня своей смерти. Пришествие его было сравнимо с ярким светом, разогнавшим хмурые тучи в небе над матушкой Россией.

Другие святыни монастыря

Святые мощи вернулись в родные пенаты, и покоятся там по сегодняшний день, а вместе с ними в стенах храмов хранятся образец Туринской плащаницы, частицы прахов святых, а из земли бьет целебный радоновый источник.

С конца ХХ века, когда жизнь монахов вернулась в привычное русло, в монастыре стали реставрироваться древние фрески. Синий цвет выделялся интенсивным свечением, этот загадочный феномен интересует многих исследователей и в наши дни. Необычное свечение видно даже на фото.

Помимо мощей Александра Свирского в храме хранится множество других реликвий. Из них:

  1. Часть Гроба Господня;
  2. Икона Божьей Матери;
  3. Икона апостола А. Первозванного;
  4. Икона святителя С. Радонежского с частицами праха;
  5. Части мощей проповедников Мисаила, Феодорита, Гавриила, Мелетия;
  6. Мощи рязанских епископов.

О чём молиться преподобному Александру Свирскому

Святой чудотворец был ревностным поборником веры и истинным христианином.

Сила его преданности Богу передается всем молодым священнослужителям, которые приходят на поклон к ногам преподобного старца. Юные монахи обращаются к святому с просьбой укрепить их в истинной вере и дать поддержку на выбранном ими священном пути.

Родители, лишенные радости материнства и отцовства, съезжаются в храм Александра Свирского. Житие святого свидетельствует, что сам он был долгожданным и вымоленным сыном. И паломники, верующие в чудо дара Господня, просят в молитвах преподобного даровать им желанного младенца. Свидетельства о чудесах зачатия после посещения святых мощей преподобного существуют, и потому со всего света сюда съезжаются страждущие богомольцы.

Обратите внимание: на территории Свято-Троицкого монастыря существует живительный радоновый источник, исцеляющий запущенные случаи и онкологические заболевания!

Конечно, просят и о чуде исцеления. Святой старец прославился еще при жизни своим великим даром — поднимать на ноги безнадежных больных.

Информация для паломников

Как добраться

Свято-Троицкий храм чудотворца Александра располагается неподалеку от городка Лодейное Поле.

От Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе надо проехать 253 км, а по времени поездка займет около 4-5 часов.

Общественным транспортом можно доехать из Санкт-Петербурга с автовокзала №1 до Лодейного Поля или на маршрутке № 863 до поселка Свирское.

Организованы экскурсии для паломников:

  • каждые выходные (по субботам);
  • стоимость 1400 руб.;
  • длительность экскурсии 14 часов (с 7.30 до 22.00);
  • место сбора — метро Технологический институт, ул. Бронницкая 1; 200 м от метро направо.

Из Москвы можно добраться, заказав паломнический тур, так же самостоятельно на личном автотранспорте. Расстояние от столицы до Лодейного Поля 830 км. Время беспрерывного пути - 12ч., потому необходимо планировать остановки, обед и отдых.

Где остановиться

Ближайшая комфортабельная гостиница «Свирь» расположена в городке Лодейное Поле. Удаленность от железнодорожного вокзала всего 1,2 км, благодаря чему можно легко добраться поездом до Санкт-Петербурга или других центральных городов.

В гостинице 7 номеров с высоким уровнем комфорта, цены приемлемые. Апартаменты оснащены всем необходимым, имеется своя кухня и ванная, удобная мебель и кондиционер.

В городе Лодейное поле развитая инфраструктура и городской транспорт доставит паломников как к святым обителям, так и в любую часть города.

Престольные праздники монастыря

Перечислим основные праздничные даты обители:

  • 12 сентября — день памяти Александра Свирского;
  • 50 день после Пасхи – день святой Троицы;
  • 9 августа – день целителя Пантелеимона;
  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 18 сентября – день пророка Захария и праведной Елисаветы;
  • 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 15 и 28 июня - Преподобных родителей Александра Свирского, Сергия и Варвары Островских.

Когда открывают мощи для паломников

Святые мощи праведника открываются в дни славы и почтения памяти Александра Свирского 30 апреля и 12 сентября, на православную Троицу и на Преображение. Паломники будут иметь возможность причаститься и соприкоснуться с нетленным телом старца-чудотворца.

С мощами святого старца связано много тайн и загадок. В конце 19 века с его лица писали икону, настолько хорошо оно сохранилось спустя 3 столетия со дня его смерти. Феномен мироточения мощей изучается православными священниками и мирскими исследователями. Сила веры, мудрость и нетленные останки новозаветного святого освещены в документальном фильме «Александр Свирский. Защитник и покровитель»:


ПРЕСС-СЛУЖБА АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ:

Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью".

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:

"Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют".

При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра - его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани.

Ниже приведены свидетельства лиц, принимавших участие в освидетельствовании мощей святого Александра Свирского. Они важны тем, что представляют доказательства произошедшей уникальной мумификации тела святого. Приведем выписки из исследования антрополога Бениволенской Ю. Д.: "Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела - восковой. Поражает сохранность тела".

Старейший сотрудник ВМА, анатом, кандидат медицинских наук, М.В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: "Я ничего подобного за все годы своей работы не видела". Рентгенолог Е.Р.Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай "представляет интерес для науки". Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например, святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е. Р. Борисова, у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховато - блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое. Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе "Кампании по изъятию мощей" в 1919 г. были названы - "восковой куклой". Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом).

Из заключения главного стоматолога Министерства Обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: "Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей".

Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Примечательно, что освидетельствование мощей тогда происходило только на основе сличения лика преподобного с ликом на иконе XVI века. В основу нашего исследования были положены прорисовки с тринадцати икон, находящихся в различных музеях и храмах страны, две репродукции икон ХVI века и напрестольный крест с медальоном, в котором имеется чеканный образ преподобного. Выявлено: сходство с изображением святого Александра на ранних иконах XVI века и на напрестольном кресте 1574 г. (Этот подарок Ивана Грозного по его указу сделан в монастыре Александра Свирского) не только по антропологическому типу в целом, но и по сочетанию индивидуальных особенностей лика мощей святого Александра и его образа в иконографическом исполнении.

Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. "Визиты" пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Пресс-служба Александро-Свирского монастыря

Ссылки


Предисловие

Преподобный Александр Свирский – единственный из новозаветных святых, подобно ветхозаветному Аврааму, был удостоен явления Пресвятой Троицы. Только это явление смогло убедить подвижника, всецело устремленного к духовной жизни, основать Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель.

Преподобный Александр родился в крестьянской семье; в крещении он был наречен Амосом, в честь древнего пророка. Сам он с юных лет мечтал о монашестве. Мечты стали целью, когда юноша встретил иноков Валаамского монастыря. Вскоре Амос тайно оставляет родительский дом и уходит на Валаам. Уже по пути в Валаамскую обитель он сподобляется дивного видения, которое указало ему на место будущей Александро-Свирской обители.

Поступив в Валаамскую обитель, преподобный претерпел множество искушений – это и противодействие родителей, и слава человеческая, и многое другое. Уже в Валаамской обители преподобный Александр понял, что его призванием является пустынножительство. Получив благословение свыше, он несколько лет подвизался в пещере на одном из островов Валаамского архипелага.

По воле Божией преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса, где несколько лет подвизался в абсолютном одиночестве, безмолвии и строжайшем подвижничестве. Чудо Божие явило преподобного миру – будучи обнаружен охотником, он невольно стал духовным наставником всех окрестных жителей, а затем и основателем Свято-Троицкой обители.

Еще при жизни преподобный Александр прославился не только как строгий подвижник, но и как чудотворец, помогавший людям в их житейских нуждах. Но для самого преподобного куда ценнее были другие чудеса – уже упомянутое явление Пресвятой Троицы и явление Божией Матери.

Отойдя ко Господу в 1533 году, преподобный Александр не оставил прибегающих к нему. Еще до первого обретения мощей преподобного в обители было зафиксировано множество чудес по молитвам к преподобному Александру. Когда же более ста лет спустя после преставления преподобного были обретены его мощи, они были найдены полностью нетленными, в каковом состоянии они пребывают и поныне. После обретения мощей преподобного также было зафиксировано множество чудес.

Впоследствии, в связи с революцией и компанией по вскрытию мощей, мощи преподобного были изъяты из монастыря и исчезли. Много десятилетий спустя мощи преподобного были обретены вновь. Это событие стало значительной вехой и в возрождении Александро-Свирской обители, и всей Русской Православной Церкви. У вновь обретенных мощей произошло множество чудес и сами они являются свидетельством высочайшей духовной жизни. Множество паломников со всех концов России ежедневно приезжают в Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель, дабы поклониться мощам преподобного Александра и попросить его помощи.

Данный сборник адресован всем тем, кто интересуется личностью преподобного Александра. Он включает в себя житие преподобного, историю его почитания и рассказ об иконографии преподобного Александра, историю двух обретений его мощей и свидетельства о чудесах, а также историю Александро-Свирской обители и молитвенный раздел. В качестве приложений в книгу включены молитвы, составленные преподобным Александром, и рассказ о его учениках.


Анна Маркова

Житие

Детство

Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына.

В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом.

Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников.

Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.

Уход в монастырь

Вскоре Господь исполнил молитву Амоса. Однажды в соседнюю с Мадерой деревню по монастырской надобности пришли несколько валаамских монахов. Там на берегу реки Оять и встретился с ними крестьянский сын Амос. Он, как описывает житие, подошел к монашеской братии, поклонился и просил благословения. Монахи охотно благословили его и спросили, чего же он хочет от них. В ответ Амос просил их молитв.

После этого один из монастырских старцев начал беседовать с юношей. Он охотно ответил на вопросы Амоса о жизни в Валаамской обители. Сам же Амос открыл ему, что мечтает оставить мир и принять постриг в Валаамском монастыре; не скрыл он и своих опасений, что родители всеми силами постараются удержать его в миру и даже способны забрать его из обители, если он туда попадет. Но, несмотря на это, Амос готов был тотчас оставить все и уйти вместе с монахами. На это старец сказал о запрете игумена уводить в обитель кого-либо без родительского благословения. Также старец посоветовал Амосу вернуться домой, а затем тайно уйти от родителей в Салму, откуда легко добраться до Валаама.

По приглашению Амоса валаамские иноки посетили дом его родителей и благословили их. На прощание все тот же старец сказал: «Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы» .

Несколько дней спустя Амос, сославшись на неотложное дело, отпросился у родителей в соседнюю деревню к знакомому и сказал, что может там задержаться. Уходя, он просил родительского благословения. Родители, не подозревая, что сын хочет оставить их навсегда, благословили его. Взяв с собой немного хлеба, Амос навсегда покинул родительский дом.

Впоследствии, рассказывая о своем уходе в обитель ученикам, преподобный вспоминал, как торопился уйти, как можно дальше от родного дома, опасаясь, что родители догадаются и вернут его обратно. Лишь перебравшись за реку Свирь, он немного успокоился. Оказавшись в пустынной местности, Амос остановился на ночлег на берегу живописного озера. Там он усердно помолился и во время молитвы услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Много лет спустя преподобный Александр основал на этом месте Свирскую обитель во имя Святой Троицы.

На следующий день он вновь отправился в путь, моля Бога послать ему спутника, который показал бы ему дорогу в Валаамскую обитель. Как утверждает житие преподобного, он действительно обрел такого спутника – Господь послал ему Ангела, в виде мужа, совершающего паломничество на Валаам.

Они очень быстро добрались до обители. У монастырских врат они остановились помолиться на Преображенскую церковь. После молитвы спутник Амоса стал невидим, и по этому явлению он догадался, что его сопровождал Ангел.

Войдя в монастырь, Амос попросил монахов препроводить его к игумену. Они тотчас отвели его к настоятелю. Настоятелем в то время был игумен Иоаким. Придя к нему, Амос стал умолять о. Иоакима постричь его в монахи. Поначалу настоятель указывал ему на скудность жизни в валаамской обители и выражал сомнения в том, что Амос сможет выдержать строгость монастырской жизни. Однако, Амос неотступно просил настоятеля приобщить его к братии, обещая исполнять монастырский устав и пребывать в послушании. В конце концов, игумен Иоаким склонился на просьбы Амоса и принял его в число братии.

В Валаамской обители

Относительно дальнейшего существуют расхождения. По одной версии, Амос был сразу же пострижен в монахи. Согласно другой – первые годы он жил в обители послушником и лишь семь лет спустя был пострижен в монахи. По еще одной версии – в послушниках Амос пробыл не семь лет, а всего лишь три года. Какая из этих версий наиболее соответствует истине – неизвестно. Зато известна

точная дата пострига преподобного – 26 августа 1474 года – в этот день послушник Амос стал иноком Александром.

В любом случае, оказавшись в монастыре, преподобный Александр с самого начал стал ревностно подвизаться, дни проводя в трудах. Согласно житийной литературе, первое послушание преподобного проходило в пекарне. Ночи же преподобный Александр проводил в молитвенном подвиге. А иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.

Между тем, родители его искали своего пропавшего сына. Они даже объявили в окрестных деревнях и селах, что тот, кто сообщит им что-либо о их сыне, – получит вознаграждение. И вот три года спустя к родителям преподобного пришли карелы, паломничавшие на Валаам, и рассказали им, что видели их пропавшего сына в Валаамском монастыре.

После этого Стефан тут же собрался и отправился на Валаам. Придя в обитель, он сначала расспросил монахов, а затем, убедившись, что его сын действительно здесь, обратился к игумену. Игумен побеседовал со Стефаном и в разговоре сообщил, что его сын принят в число братии, и посоветовал не печалиться о нем. Тогда Стефан стал просить о свидании с сыном, поскольку только ради этого он предпринял путешествие на Валаам. Игумен посоветовал Стефану задержаться в обители, обещая, что на следующий день он сможет увидеться с сыном.

Но когда игумен Иоаким пришел к самому преподобному Александру и сообщил, что отец его желает увидеться с ним, преподобный очень расстроился. Еще более он – послушный во всем – удивил игумена, наотрез отказавшись встречаться с родителем.

А на следующий день Стефан, услышав от о. Иоакима, что сын отказывается видеть его, обвинил во всем самого игумена. Стефан думал, что настоятель по жестокосердию нарочно настроил сына против родителей, что он не позволяет преподобному увидеться с отцом. Несправедливые обвинения оскорбили игумена, и он вместе со Стефаном направился к келье преподобного Александра. Подойдя к келье, он потребовал, чтобы преподобный показался отцу, сказав: «Чадо Александре, явися отцу своему, и утеши печаль его, юже на мя; зело бо ми стужает о сем» Преподобный, поняв, что его непослушание настоятелю привело к скандалу в обители, вышел из кельи к отцу. Стефан едва узнал сына, осунувшегося и побледневшего за время жизни в обители. Он стал уговаривать преподобного Александра вернуться домой и утешить родителей. А потом, когда они окончат свою жизнь, он сможет опять уйти в монастырь. Но в ответ преподобный стал уговаривать отца отречься от мира и вместе с супругой принять постриг. Но Стефан разгневался на слова сына и в большой досаде ушел в монастырскую гостиницу.

Тогда преподобный Александр, вернувшись в келью, стал молиться о том, чтобы Господь вразумил его отца и направил его на путь истинный. Действительно, некоторое время спустя Стефан одумался и, вновь побеседовав с сыном, решил принять постриг. Они оба еще раз посетили настоятеля Валаамской обители, и у него Стефан получил благословение на постриг.

После этого он покинул Валаам и вернулся на родину. Там Стефан рассказал обо всем своей супруге. Она, потеряв надежду на возвращение сына, так же согласилась принять постриг. Супруги раздали имущество бедным и приняли постриг в Островском Введенском монастыре, где некогда Васса молилась о рождении сына. Стефан был пострижен с именем Сергий, Васса – с именем Варвара. Они недолго жили в обители и вскоре переселились в вечность.

Сын же их Александр по-прежнему подвизался в Валаамской обители. За первоначальным послушанием в пекарне последовали другие, более почетные. Постепенно валаамская братия стала говорить о преподобном Александре как о подвижнике и молитвеннике. Его очень смущали такие разговоры, и он обратился к игумену с просьбой благословить его на пустынножительство. Но игумен, считая инока Александра слишком молодым, поначалу отказал ему. Преподобный послушался настоятеля, и его подвижничество в обители продолжилось.

Уход в пустыню

Однако впоследствии игумен Иоаким, видя тягу преподобного Александра к пустынножительству, все же позволил ему уединиться на острове, называемом Святой. Это один из островов Валаамского архипелага. Он находится в полутора километрах к северо-востоку от Валаама. На этом суровом скалистом острове преподобный прожил около семи лет. Жил он в пещере, где его и посещала валаамская братия, искренне восхвалявшая подвиги преподобного Александра и приводившая его в смущение.

Как-то раз во время ночного бдения преподобный Александр молился Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней с такими словами: «О Преблагословенная Дево, Владычице мира, Мати Христа Бога нашего! Ты веси, яко всю мою надежду по Бозе возложих на Тя: настави мя, в немже возмогу спастися, имиже веси судьбами» .

Молитва преподобного не осталась без ответа. Он услышал голос, говорящий ему: «Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися» .

После этого в пещере преподобного воссиял свет, и он увидел то место, где некогда заночевал по пути в монастырь. Чудесное явление подтолкнуло преподобного к усилению своего молитвенного подвига. Ему было важно убедиться в истинности бывшего ему явления.

Обдумав все, преподобный Александр обратился за советом к игумену. Он подробно рассказал о. Иоакиму о бывшем видении и просил его совета. Игумен Иоаким сразу же уверился в истинности бывшего преподобному видения и увидел во всем том волю Божию. Поэтому он сказал Александру: «Воля Господня да будет, чадо, над тобой» .

Тогда преподобный Александр испросил его благословения на уход из обители в пустынножительство и просил молитв. Игумен благословил преподобного и обещал молиться о нем.

На следующую же ночь преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса. Он вновь нашел то живописное место, где некогда ночевал по пути на Валаам. Там он и решил остаться до конца дней своих.

Пустынножительство

Поселившись в пустынном месте, которое представляло из себя красивый бор, изобиловавший лесом и озерами, преподобный Александр устроил там хижину. Здесь в лесу он уже не получал никакого вспоможения от обительской братии и вынужден был питаться лишь тем, что найдет в лесу. Так что вся жизнь преподобного была молитва и выживание. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В совершенном уединении преподобный Александр провел около семи лет.

По прошествии этого времени преподобному было явление, возвещавшее о том, что вскоре его уединение будет нарушено и Александр не должен противится, поскольку такова воля Божия. Явление произошло следующим образом – преподобный Александр шел за водой и молился, вдруг услышал он голос с неба, говорящий: «Александре! Понеже заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный

путь усердно протекл еси, сего ради уготовах ти множество людей бесчисленно, якоже прежде рекох ти; ты же убо сих не отрини, но простертыми рукама прими, и наставник буди им ко спасению» . Это явление ошеломило преподобного, он всегда избегал славы человеческой и никогда не стремился быть наставником кому-либо; поэтому он стал умолять Господа о том, чтобы ему по-прежнему пребывать в пустынной безвестности. Но воля Божия о нем была иной.

Примерно в четырнадцати верстах от преподобного Александра жил некий дворянин – Андрей Завалишин. Как-то раз он с товарищами отправился на охоту. Едва охотники вошли в лес, они увидели оленя. Охотники спустили на него собак, но олень стал удаляться от них. Тогда Завалишин с присными погнался за ним. Долго, но тщетно гонялись они за оленем. Все охотники уже отстали, лишь Завалишин продолжал преследовать его. Внезапно олень остановился, осмотрелся вокруг и исчез в тумане. Завалишин никак не мог найти его. Тогда он решил вернуться обратно и разыскать своих товарищей.

Близ дороги Завалишин заметил маленькую хижину и подумал, что тут живет отшельник.

Желая поговорить с отшельником, Завалишин, по монастырскому обычаю, сотворил молитву и постучался в дверь хижины. Преподобный Александр решил, что его смущают бесы, но все же отворил дверь. Когда Завалишин увидел смущенного отшельника в убогой одежде, он понял, что преподобный принимает его за бесовское видение и сказал: «Раб Божий, чего ты испугался? Подойди и дотронься до меня, и узнаешь, что я плоть и кровь, а не дух» . После этого преподобный понял, что перед ним действительно человек, благословил Завалишина и стал расспрашивать его кто он и откуда. Завалишин рассказал ему о себе и об охоте на оленя, которая и привела его к хижине преподобного. Кроме того он сообщил, что не раз видел сияние и светлый дым над хижиной преподобного, но никогда не мог добраться до этого места, поэтому он счел свою встречу с преподобным промыслительной и просил его рассказать о себе.

Преподобный Александр смутился, предчувствуя, что больше не сможет укрыться от внимания людей. Но поскольку Андрей Завалишин заклинал его Богом, все-таки решился рассказать о себе. Преподобный начал свой рассказ с такой просьбы: «Именем Господа нашего Иисуса Христа заклинаю тебя, что все, что я открою тебе, ты не должен говорить никому, пока я жив буду» . Андрей обещал ему молчать. Тогда преподобный сказал ему следующее: «Чадо! Я человек грешный, по имени Александр; ранее жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря, поселиться на безмолвие в пустыню и плакать о грехах своих. По воле человеколюбивого Бога пришел на сие место, выстроил хижину и вот уже сем лет как обитаю здесь, до твоего прихода не видя ни одного человека. Питаюсь растущей здесь травою, хлеба же никогда не вкушал» .

Завалишин удивился строгости жизни подвижника, еще раз просил благословения, и, получив его, отправился домой. Однако, он не сдержал слово, по всей округе рассказав о преподобном Александре и его подвигах. Преподобного сразу же начали посещать люди с просьбами о молитве и духовном совете.

В это время о преподобном узнали и его родственники – в житийной литературе говорится, что к преподобному Александру пришел его брат Иоанн, также желавший пустынножительства. Здесь, так же как и в истории рождения преподобного, есть вопросы: был ли этот брат родным или же братом житие называет какого-нибудь родственника двоюродного или троюродного. Но в любом случае Иоанн поселился вместе с преподобным, также начав подвижничать.

Начало Свирской обители

С того времени, как молва о подвижнике разнеслась по округе, к преподобному Александру стали обращаться те, кто искал духовного руководства в подвижнической жизни. Преподобный же хоть и не стремился к тому, чтобы наставлять и начальствовать, но, тем не менее, никому не отказывал. Так вокруг него начала собираться монашеская братия.

Александр начал строить кельи для братии, изначально устраивая обширный монастырь. Это вызвало конфликт с братом Иоанном, который возмутился тем, что его родственник, объявив себя пустынником, обустраивает большую обитель, как думалось Иоанну из тщеславия. Преподобный ничего не отвечал брату, но молился о нем. Сам он так же иногда сомневался, если ли воля Божия в устроении им обители или же ему стоит ограничиться духовным окормлением приходящих к нему.

Но все больше и больше людей приходило к преподобному Александру в жажде не только духовного окормления, но и монашеского подвига. Преподобный не мог прогнать их, он лишь предупреждал о том, что монашеская жизнь в глухом лесу очень трудна. Тех же, кто твердо решался последовать примеру преподобного и поселиться вблизи его и под его духовным руководством, он подбадривал, говоря, что все здешние скорби и лишения уготовляют им духовные блага вечной жизни.

Иоанн недолго подвизался вместе с преподобным Александром – вскоре он отошел ко Господу. Преподобный похоронил его, как говорится в житии, «во внутренней пустыни».

Община иноков росла, но жили они в крайней скудности. Сам преподобный привык к такой жизни, но для некоторых из братий такая жизнь была тяжела. И тем ценнее была помощь мирян, так же ищущих духовного совета преподобного. Одним из таких мирян был уже упоминавшийся Андрей Завалишин. Он пришел к преподобному вместе со своими слугами – все они принесли хлеб и зерно: рожь и ячмень. Это стало большим подспорьем для братии, так что преподобный даже сказал: «Видите, братия, как Бог печется о нас, рабех Своих, сидящих в пустыни сей, и яко не забы нас нищих до конца, и никогдаже презрети имать места сего и живущих в нем, верно работающих Ему» .

Впоследствии Завалишин неоднократно посещал преподобного и по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Некоторое время спустя он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников.

Тем не менее, преподобный не считал, что иноки, подвизающиеся в пустыни, могут лишь принимать помощь мира. Одновременно со строительством келий он начинает рубить деревья и расчищать пашню, дабы иноки сами могли сеять зерно и кормиться от трудов своих.

В это время – зарождения Свирской обители – Господь послал преподобному Александру великое утешение – единомысленого брата – монаха Никифора (будущего преподобного Никифора Важеозерского). Этот Никифор был суровым подвижником – он носил тяжелые вериги. Услышав о преподобном Александре, Никифор пришел к нему за благословением. Преподобный побеседовал с ним и, поняв его духовное устроение, уговорил Никифора остаться в пустыни. Некоторое время Никифор действительно помогал преподобному созидать монашескую общину, но несколько лет спустя он, несмотря на уговоры преподобного Александра, ушел со Свири в Киево-Печерскую Лавру.

Оставшись в духовном одиночестве, преподобный усилил свой подвиг, и у него начались искушения от бесовских страхований. Однажды, когда он направлялся в так называемую «отходную пустынь», – будущую Преображенскую часть монастыря, перед ним внезапно предстало множество бесов, которые кинулись на него, требуя, чтобы он покинул эти места. Но Александр с молитвой все таки дошел до отходной пустыни, и там ему явился Ангел Господень. Явление Ангела устрашило преподобного куда больше, чем бесовское нападение – в трепете и ужасе он упал на землю. Ангел же взял его за руку и сказал: «Восстани, о преподобне, не бойся, и отложи от себя весь страх и трепет» . После этого вид Ангела изменился и он стал, словно обычный человек. Это ободрило преподобного Александра, и он спросил Ангела: «Кто еси ты, Господи мой, яко вид твой зело смяте мя?» На это Ангел отвечал: «Аз есмь Ангел Господень, послан есмь от Бога сохратити тя от всех прелестей лукаваго диавола, противоспамянути же прежде бывших тебе Божественных видений на месте сем, идеже вселился еси, да совершиши повеление Его; понеже избра тебе Господь многим ко спасению путеводителя. Возвещаю же ти, яко благоволит Бог, да созиздиши церковь на месте сем во имя Святыя Троицы, и братию собереши, и обитель устроиши» . После этого Ангел стал невидим.

Вскоре Ангел еще раз явился преподобному Александру и вновь возвестил ему – в устроении им обители есть Божия воля.

Русская земля обладает большим количеством преподобных - в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить , напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский . Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка . При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка. Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время. Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь. Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить. После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом. В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье. Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей. Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Главный образ монаха возник после обретения , поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной - преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Дата смерти Александра – 1533 год . Он ушёл из мира в возрасте 86 лет . Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны. По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит . Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников. Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления , а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже. Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад. Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах , когда в монастыре началась новая жизнь монахов. Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии , где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного. Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви , сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год - в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков. Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон. Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться. В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара. Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама. С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет. На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости. Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе. Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.