«…Появление чудовищных ледниковых покровов
означало уничтожение всей органической жизни
на Земле. Территория Европы, которую перед
тем покрывала тропическая растительность и
населяли слоны и гиппопотамы, внезапно
исчезла под бескрайними массами льда,
затопившего все – равнинные, озёра, моря,
возвышенности…»
Льды, огромные массы льда, скрывавшие под
собой, материки, - таков образ ледникового
периода, образ природы его холодного мира,
созданный Жаном Луи Агассисом, выдающимся
швейцарским учёным XIX в., основателем
ледниковой теории, или учения о древних
оледенениях.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕДНИК?

Л е д н и к – это…
естественные скопления
снега и льда, обладающие
способностью к движению
подвижное скопление льда
атмосферного происхождения на
поверхности суши

Образование ледников

Образуются ледники в результате накопления и
последующего преобразования твердых атмосферных
осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе.
Общим условием образования ледников является сочетание
низких температур воздуха с большим количеством твердых
атмосферных осадков, что имеет место в холодных странах
высоких широт и вершинных частях гор. Однако, чем больше
суммы осадков, тем выше могут быть температуры воздуха.
Так, годовые суммы твердых осадков меняются от 30-50 мм в
Центральной Антарктиде до 4500 мм на ледниках Патагонии,
а средняя летняя температура от – 40 С в Центральной
Антарктиде до 15 С у концов самых длинных ледников
Средней Азии, Скандинавии, Новой Зеландии, Патагонии.

Процесс формирования ледника – это процесс превращения снега в лед.

Снежинки превращаются в зерна под
влиянием испарения, таяния и
давления вышележащих слоев.
Образуется зернистый лед – фирн.
Фирн образуется в горах выше снеговой
линии и в полярных областях, там, где
выпавший снег не успевает за лето стаять.

Ледник Перито-Морено в Патагонии (южная часть Аргентины)

https://www.youtube.com/watch?v=ANXUIzBCWv8

Ледники бывают разные по происхождению:

Покровные
Горные
Горно-покровные

ГОРНЫЕ ЛЕДНИКИ
Образуются там, где горы достигают
климатической снеговой границы,
расположенной на некоторой высоте в
атмосфере.

Горные ледники делятся на:

Горные
Склонные
Долинные

Ледник в национальном парке Глейшер ДОЛИННЫЙ ЛЕДНИК

Покровные ледники подразделяются на:

Ледниковые купола (крупные выпуклые
ледники мощностью до 1000м);
Ледниковые щиты (выпуклые ледники
мощностью более 1000м и площадью
свыше 50тыс. км.кв)
Выводные ледники, ледниковые покровы,
шельфовые ледники.

Покровные ледники

Содержат большую часть запасов пресной
воды на Земле. Один айсберг средних
размеров состоит из такого же количества
пресной воды, какое выносит за год
небольшая река.

Покровные ледники

ПОКРОВНЫЕ ЛЕДНИКИ размещаются на
материках или крупных островах, в тех
районах где климатическая снеговая
граница располагается на уровне океана. К
ним относятся ледники Антарктиды,
Гренландии, арктических островов.

Спускаясь к морю, ледник образует шельфовый ледник, расположенный на материковой отмели шельфе. Отколовшаяся его часть называется айсберг

Шельфовый ледник Айсберг

Горно-покровные ледники делятся на:

Ледники предгорий
Ледники
Сетчатое предгорий
оледенениеобразуются в том
случае, если климатическая снеговая
граница расположена очень низко и
велико количество атмосферных осадков.
Ледники, образовавшиеся в горах, быстро
выходят
Сетчатоена
оледенение
характерно для на
равнину. Распространены
Исландии, Шпицбергена.
Аляске.

Ледники Шпицбергена

Ледник Хаббард (Аляска)

Питание ледника

Основной источник питания ледников –
атмосферные осадки. К другим источникам
питания относится материковый перенос –
снег, переносимый, снег лавин,
сублимация на поверхности льда.

Движение ледника

Двигаются ледники по уклону местности,
на движение оказывает влияние сила
тяжести.
На увеличение скорости движения
оказывает влияние увеличение массы льда и
его температура.

Кроме таких вынужденных колебаний,
прямо связанных с балансом массы,
некоторые ледники испытывают подвижки (
пульсации), которые возникают как
результат процессов внутри самого
ледника – скачкообразных перестроек
условий на ложе и перераспределения
вещества между областями аккумуляции и
абляции (таяние) без существенного
изменения общей массы льда.

Ледниковые воды являются источниками
питания для рек. Полное таяние ледников
привело бы к повышению уровня океана на
60 м и затоплению 10% суши.

«Ледник – как уникальный источник пресной воды»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы:

Считаю данную тему очень важной для меня. Изучая на уроках географии раздел «Гидросфера»,

я заинтересовалась темой «Ледники». Ведь в ледниках находится большой запас пресной воды. Ледник отличается не только большим запасом пресной воды, но и удивительной красотой. Примером такого удивительного явления природы является ледник Перито-Морено. Захотелось узнать самой и рассказать другим об этом леднике, показать и рассказать красоту этого явления природы.

Гипотеза:

Надеюсь, что других заинтересует информация о ледниках. Кто-то захочет узнать ещё больше о них, о их красоте и необычности.

Цель проекта:

Доказать, что ледник – уникальный источник пресной воды. Показать красоту и уникальность удивительного явления природы на примере ледника Перито-Морено.

Задачи проекта:

    Знакомство с ледниками. Характеристика ледников. Красота и уникальность ледника Перито-Морено.

    Обобщить и систематизировать собранный материал: изучение справочной и дополнительной литературы, использование интернет ресурсов по данной тематике, получение новых знаний на уроках географии по теме «Гидросфера» и использование их при подготовке к проекту и т.д.

    Сделать соответствующие выводы.

    Оформить исследовательскую работу (плакат, презентация).

Тип проекта:

Познавательно-исследовательская работа.

Вид проекта:

Индивидуальный.

Тип учебного проекта по затратам времени:

Краткосрочный.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

    Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.

    Определение цели и задач.

    Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

Основной этап:

    Сбор и оформление информации.

    Взаимодействие с учителем географии.

    Работа в группе по созданию плаката.

    Индивидуальная работа - создание презентации.

Заключительный этап:

    Защита проекта.

    Плакат «Источники пресной воды: ледники и озёра»

    Презентация «Ледник – как уникальный источник пресной воды»

Основополагающий вопрос:

В чем уникальность ледников?

Основная часть

Проект: «Ледник – как уникальный источник пресной воды» (слайд 1).

Ледники - замерзшая в лед пресная вода (слайд 2).

По внешнему облику и характеру движения ледники делятся на два основных типа – материковые (покровные) и горные. Первые занимают около 98% площади современного оледенения, вторые – около 1,5%. (слайд 3).

Запас пресной воды.

Основная часть общемировых запасов пресной воды (или более 25 млн км3) как бы законсервирована в ледниковых покровах земного шара. Это ледники Антарктиды и Гренландии, морские льды Арктики.

Только за один летний сезон, когда наступает естественное таяние этого природного льда, можно было бы получить более 7000 км3 пресной воды, а это количество превышает все мировое водопотребление.

Ледник отличается не только большим запасом пресной воды, но и удивительной красотой. Примером такого удивительного явления природы является ледник Перито-Морено (слайд 4).

Перито-Морено (слайд 5).

Перито-Морено самый красивый ледник национального парка Лос-Гласьярес, который расположен в аргентинской провинции Санта Крус. Его площадь составляет 250 кв. км (слайд 6).

Перито-Морено впечатляет своими размерами. Ледяные глыбы, возраст которых 30 тысяч лет, возвышаются над озером Аргентино на 70 метров. Но это лишь вершина айсберга, ведь еще 500 метров скрыты под водой.
Снежный гигант медленно и верно передвигается. Каждый день он сдвигается в среднем на 2 метра. Ледник перемещается, но при этом теряет массу (слайд 7).
Одно из самых захватывающих природных зрелищ – обрушение краев ледника, которые сползают в озеро и образуют дамбу. Как только уровень воды поднимается и происходит давление, снежные стены рассыпаются.

Последние обрушения Перито-Морено происходили в 2012, 2008, 2006, 2004 и 1988 годах (слайд 8).

Эффектный голубой оттенок получается в результате того, что спрессованный лед способен поглощать все цвета, кроме голубого (слайд 9).
По мнению глициологов, Перито-Морено – наглядное доказательство того, что несмотря на глобальное потепление на нашей планете еще существуют оледенения (слайд 10).

Любопытные факты
Сотни тысяч туристов ежегодно устремляются в Патагонию, чтобы воочию увидеть неповторимое чудо природы - гигантскую глыбу льда изумительного белоснежно-лазурного цвета (слайд 11).
Гиды, сопровождающие туристов по тропам, проложенным около ледника, твердо верят, что Перито-Морено живой и обладает собственной душой.

Посетители, стоящие рядом, слышат постоянное потрескивание, будто гигантская ледяная махина ворочается и вздыхает.
Рядом построены специальные удобные дорожки на столбах, позволяющие наносить наименьший ущерб природе и предотвратить соприкосновение с поверхностью земли многих тысяч пар ботинок посетителей (слайд 12).
Когда от тела ледника отламываются огромные куски льда и с неимоверным грохотом, усиленным мощным эхом, обрушиваются в воду, на сотни метров вокруг распыляя фейерверк перламутровых брызг - все это происходит, будто в замедленной киносъемке (слайд 13).

Красота ледника (слайд 14, 15,16,17,18).

Спасибо за внимание! (слайд 19).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования:

В ходе своей исследовательской деятельности я выяснила, что ледники содержат много запасов пресной воды. Увидела как прекрасны ледники – уникальные источники пресной воды. По окончанию работы была создана презентация, в которой показала красоту одного из ледников – Перито – Морено. Защищая свою работу в классе вызвала интерес у одноклассников к данной теме.

Совместно с одноклассницей создала плакат «Источники пресной воды – озёра и ледники».

Ресурсы:

Литература:

1.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.:Просвещение, 1990г.

2.Энциклопедия школьника. 4000 увлекательных фактов. М.:Махаон, 2002г.

Ледники Кочкин Алексей 2013 год

Строение ледника

Ледник Федченко в Таджикистане является самым длинным ледником за пределами полярных зон. Располагается он на высоте 6000 метров над уровнем моря. Кроме того, он является самым большим ледником в горах Памира и среди всех азиатских континентов. Ледник настолько огромен, что размеры его «притоков» намного превышают самые мощные европейские ледники.

Маласпина (Malaspina), США Ледник занимает площадь 4275 квадратных километров, располагается у подножия горы Сент-Элиас на Аляске.

Красно-коричневая вода, которая течёт из ледника, имеет температуру -7ºС, в 2,5 раза соленее океанской, кислород в ней почти отсутствует, но обнаружены бактерии, «запечатанные» под ледяной крышкой и «дышащие» железом и соединениями серы. Размер водоёма неизвестен, предполагают, что он находится под 400 - метровой толщей льда и тянется на расстояние до 4-х километров, возраст его составляет около 2 млн. лет. Ледник является «капсулой», внутри которой микроорганизмы выжили без кислорода, света и тепла.

Ватнаекуль – ледник в Исландии, самый большой ледник в Европе

Ледник Пастерце Пастерце (нем. Pasterze) - крупнейший ледник в Австрии. Длина составляет около 9 км, находится на высоте от 3463 до 2100 м над уровнем моря. Ледник Пастерце в 1900 году

Ледник Мушкетова Ледни́к Мушке́това - долинный древовидный ледник в Центральном Тянь-Шане в Киргизии, расположенный на северном склоне хребта Сарыджаз, в истоках реки Адыртор, левого притока реки Сарыджаз. Длина ледника составляет 20,5 км, ширина - от 1 до 1,8 км. Площадь - 68,7 км². Область питания лежит в огромном цирке на высоте 4500-5500 м, фирновая линия - на высоте 4100 м. Язык ледника заканчивается на высоте 3440 м. Нижняя часть ледника на протяжении 5 км покрыта мореной. В 1957 году произошла резкая подвижка ледника: его язык продвинулся вниз по долине на расстояние 4,5 км. В настоящее время ледник отступает. Ледник был назван в честь выдающегося русского исследователя Ивана Васильевича Мушкетова.

Шельфовый ледник Ше́льфовый ледни́к Ше́клтона (англ. Shackleton Ice Shelf) - шельфовый ледник в Восточной Антарктиде, на побережье Земли Королевы Мэри и Земли Уилкса, расположенный между 95° и 105° восточной долготы. Шельфовый ледник

Ледник Хаббард 67 км ледника находятся в горах Канады, а нижние 48 км в США. За один год ледник преодолевает примерно 17-18 метров. Чтобы спуститься с горы Логан к океану леднику потребовалось 400 лет, именно таков возраст льдов у подножья Хаббарда. Ширина ледника меняется в зависимости от времени года – 9 км летом и 15 км зимой. Высота фронтальной части ледника над уровнем моря достигает 120 метров, а средняя высота фирновой линии равна 850 метрам.

Ледник Хаббард

Аустфонна (Austfonna), Норвегия Располагается данный ледник на архипелаге Шпицберген, и занимает первое место по величине на всем Старом Континенте. Его площадь составляет 8200 квадратных километров.

Алеч (Aletsch), Швейцария Крупнейший альпийский ледник находится в Швейцарии, на Вале. Общая площадь этого ледника – 117, 6 квадратных километров, а его протяженность составляет более 20 км. ледник алеч, равно, как и близлежащие горы Юнгфрау, был объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Schneeferner , Германия В области Баварских Альп находится самый большой ледник Германии, который, к тому же, является и самым северным Альпийским ледником. Располагается он в массиве Цугшпитце (самая высокая гора в стране), на плато Zugspitzplatt и его площадь занимает около 3 гектаров.

Спасибо за просмотр










Ледники Ледники занимают 11% суши. В эпоху максимального оледенения они покрывали 30% суши. Всовременных ледниках сосредоточено 70% всех запасов пресной воды на Земле. Объем Объем воды, заключенный во всех ледниках соответствует сумме атмосферных осадков, выпадающих на Земле почти 50 лет, или стоку всех рек Земли за 100 лет. Информация о ледниках


Если бы льды растаяли, то уровень океана поднялся бы на 64 метра. Если бы льды растаяли, то уровень океана поднялся бы на 64 метра. Были бы затоплены огромные пространства: тысячи городов и селений оказались бы под водой. Были бы затоплены огромные пространства: тысячи городов и селений оказались бы под водой.


Для образования ледника необходимо: чтобы чтобы снега выпало больше, чем может растаять. чтобы температура воздуха была ниже















ТЕСТ (Найдите правильный ответ: проведите стрелку от вопроса к ответу) 1. Ледники,образованные там,где земная поверхность находится выше снеговой линии. 2. Скопление пресного льда на суше. 3. Граница,выше которой снег может накапливаться и не тает. 4. Ледники,образованные в горах. 5. Обломки горных пород,принесенных ледником А. Снеговая линия Б. Покровные ледники В. Ледник Г. Морена Д. Горные ледники Варианты ответа:


Проверь себя 1. Ледники,образованные там,где земная поверхность находится выше снеговой линии. 2. Скопление пресного льда на суше. 3. Граница,выше которой снег может накапливать ся и не тает. 4. Ледники,образованные в горах. 5. Обломки горных пород,принесенных ледником Б. Покровные ледники В. Ледник А. Снеговая линия Д. Горные ледники Г. Морена Г. Морена

Предстваляю Вас свою методическую разработку на тему: Ледники для 6-го класса. Для учебника Герасимова, Никлюкова. Урок изучение нового материала. В конспекте представлены слайды презентации. . Презентация к уроку была предоставлена на конкурсе Конкурс презентаций "Электронный помощник!" занявшая 3е место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Ледники Дата : 24.02.2010 год.

Цель: сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте.

О б р а з о в а т е л ь н ы е:

  1. Знать
  1. Понятия: ледник, горные и покровные ледники, горно-покровные ледники, снеговая граница, морена, айсберги.
  2. Отличие горного ледника от покровного.
  3. Источники питания ледника: атмосферные осадки, материковый перенос, снег лавин, сублимация на поверхности льда.
  4. Процесс формирования ледника: фирн, глетчерный лед, смерзание (режеляция).
  1. Уметь
  1. Определять границу снеговой линии.
  2. Показывать по физической карте полушарий ледники и материковые льды.

Р а з в и в а ю щ и е:

  1. Рассказать о влияние температуры воздуха у подножья горы на высоту снеговой линии.
  2. Продолжить работу по развитию:
  • познавательных процессов личности школьников: памяти, географического мышления, речи, пространственного воображения;
  • картографических навыков;
  • познавательного интереса к предмету.

В о с п и т ы в а ю щ и е:

  1. Формировать мировоззренческую идею развития и преобразования географической оболочки при раскрытии вопроса о происхождении озёрных котловин и их изменении на современном этапе.
  2. Продолжить работу по геоэкологическому воспитанию школьников.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1) учебник: начальный курс географии. 6кл. Т.П.Герасимова Н.П.Неклюкова, 2006;

2) физическая карта полушарий, физическая карта России;

3) атлас: 6 класса География начальный курс, 2006 Роскартография.

5) схемы на кальках (см. конспект);

6) Начальный курс географии. 6кл.: рабочие тетради по географии: Т.П.Герасимова Н.П. Неклюкова/ А.В.Шахтных. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 96.: ил., карт.

Литература:

  1. Сборник заданий и упр. по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6класс»/Е.В Баранчиков. 2006 год;
  2. География: Научно-популярная энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006. – 624с. (Современная иллюстрированная энциклопедия).
  3. Энциклопедия для детей. География. – 4-е., испр./ ред. коллегия: М. Аксенова, А.Элиович, Д.Люри и др. – М.: Мир энциклопедии Аванта+, Астрель, 2007. 702, (2)с. : ил.
  4. Общее землеведение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Татьяна Михайловна Савцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 416.
  5. Общее землеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «География» / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. А.В.Чернов; Под ред. А.В.Чернова. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.: ил.
  6. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов /Д.П.Финаров. – М.: АСТ:, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382, (2) с.: ил.- (Высшая школа).
  7. География. : класс: поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой / авт. – сост. И.И.Нагорная. – 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. – 168.
  8. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл. к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Е.В. Баранчиков. М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 127 (1) с., ил. (Серия «Учебно-Методический Комплект»).

Продолжительность: 40 мин.

Структура и технологические компоненты урока

Структурные

элементы урока

Время

Методы обучения

Методические приёмы

Средства обучения

  1. Оргмомент
  1. Актуализация знаний

Частично-поисковый

Литературный, технический, проблемная ситуация

графпроектор

  1. Изучение нового материла

Объяснительно-иллюстративный в сочетании с частично-поисковым

Преобладает в ходе урока рассказ-объяснение в сочетании с эвристической беседой. Используется графический, технический и картографические приёмы, работа с учебником.

ФКП, ФКР, атласы, учебники географии, рабочие тетради по географии, фотографии равнинной и горной рек, схемы для графпроектора, схемы на кальках.

  1. Закрепление

Репродуктивный в сочетании с частично-поисковым

Кроссворд, рабочие тетради по географии

  1. Итог урока

Анализ деятельности на уроке

  1. Домашнее задание

Пояснение домашнего задания

Учебник географии

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВРЕМЯ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Орг. момент.
  1. Актуализация знаний
  1. Изучение нового

материала

А. Понятие ледника

Б) Горные ледники

В) Покровные ледники

  1. Итог урока

Здравствуйте, ребята!!!

Кто отсутствует? По фамильная проверка по журналу присутствующих/отсутствующих.

Ребята, сегодня мы будем изучать ледниковый панцирь Земли т.е. «Ледники». вот послушайте как о ледниках писал Жан Луи Агассис «…Появление чудовищных ледниковых покровов означало уничтожение всей органической жизни на Земле. Территория Европы, которую перед тем покрывала тропическая растительность и населяли слоны и гиппопотамы, внезапно исчезла под бескрайними массами льда, затопившего все – равнинные, озёра, моря, возвышенности…»

Льды, огромные массы льда, скрывавшие под собой, материки, - таков образ ледникового периода, образ природы его холодного мира, созданный Жаном Луи Агассисом, выдающимся швейцарским учёным XIX в., основателем ледниковой теории, или учения о древних оледенениях.

Его эмоциональное описание вызывает в воображении множество других картин: моря, забитые айсбергами, закованные в нетающие льды; неузнаваемые Европа и Сибирь, погребенные под ледниковым покровом, подобным антарктическому.

Что в картине, нарисованной Агассисом- правда, а что – лишь его Фантазия? Что такое ледники, когда как и почему они возникают, растут и разрушаются, движутся и взаимодействуют с атмосферой, морями и океанами, земной корой?

Эти и другие вопросы, многие из которых были поставлены Агассисом полтора века назад, и сегодня волнуют исследователей. На одни из них уже получены ответы, другие еще остаются предметом споров.

- открыли учебники на стр.98 читаем определение ледника.

Теперь читаем чем же ледниковый лед отличается ото льда. Читайте дальше.

Учитель рассказывает об образовании ледников

Образуются ледники в результате накопления и последующего преобразования твердых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе.
Общим условием образования ледников является сочетание низких температур воздуха с большим количеством твердых атмосферных осадков, что имеет место в холодных странах высоких широт и вершинных частях гор. Однако, чем больше суммы осадков, тем выше могут быть температуры воздуха. Так, годовые суммы твердых осадков меняются от 30-50 мм в Центральной Антарктиде до 4500 мм на ледниках Патагонии, а средняя летняя температура от – 40 С в Центральной Антарктиде до 15 С у концов самых длинных ледников Средней Азии, Скандинавии, Новой Зеландии, Патагонии.

ГОРНЫЕ ЛЕДНИКИ образуются там, где горы достигают климатической снеговой границы, расположенной на некоторой высоте в атмосфере.

Горные ледники делятся на: Горные; Склонны;Долинные

Спускаясь к морю, ледник образует шельфовый ледник, расположенный на материковой отмели шельфе. Отколовшаяся его часть называется айсбергом.

Горно-покровные ледники делятся на: Ледники предгорий; Сетчатое оледенение

Ледники предгорий образуются в том случае, если климатическая снеговая граница расположена очень низко и велико количество атмосферных осадков. Ледники, образовавшиеся в горах, быстро выходят на равнину. Распространены на Аляске.

Сетчатое оледенение характерно для Исландии, Шпицбергена.

Ледники бывают разные по происхождению: Покровные; Горные; Горно-покровные.

Давайте выполним задание на стр.98.

Читайте.

Откройте Физическую карту полушарий найдите на материке Африка вулкан Килиманджаро.

Кто нашло вулкан? Какова высота вулкана?

Смотрим условные знаки, как обозначают на карте ледник.

Смотрим условия задачи. С высотой температура воздуха понижается на 6С каждые 1000м

Вы знаете что вода замерзает при 0 градусов.

ПОКРОВНЫЕ ЛЕДНИКИ размещаются на материках или крупных островах, в тех районах где климатическая снеговая граница располагается на уровне океана. К ним относятся ледники Антарктиды, Гренландии, арктических островов.

Учитель рассказывает о горных ледниках показывает слайды с фотографиями горных ледников.

Как вы думаете, как питается ледник?

Двигаются ледники по уклону местности, на движение оказывает влияние сила тяжести.

На увеличение скорости движения оказывает влияние увеличение массы льда и его температура.

Ледниковые воды являются источниками питания для рек. Полное таяние ледников привело бы к повышению уровня океана на 60 м и затоплению 10% суши.

А теперь давайте повторим пройденный материал.

Что такое ледник?

Какие ледники бывают по происхождению?

Что такое айсберг и как он образуется?

Оценки за урок:

– 5

Учебник параграф 32 и вопросы и задания после параграфа.

Слушают учителя

Читают определение ледника

Смотрят слайд презентации

Читает:

Отвечает:

В отличие от льда, покрываемого зимой наши реки и озёра, ледниковый лед образуется не из воды, а из снега.

Смотрят слайд

Слушают рассказ учителя

Смотрят слайд

Слушают рассказ учителя

Смотрят слайд

Смотрят слайд

Слушают объяснение учителя

Смотрят слайд

Слушают рассказ учителя смотрят слайды

Слушают рассказ учителя

Смотрят слайды

Читает:

Определите, есть ли ледник на вершине горы Килиманджаро, если температура у подножья весь год +25С. (С ВЫСОТОЙ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА ПОНИЖАЕТСЯ на 6С каждые 1000м.)

Отвечает - высота 5895.

На карте нет условного знака который бы указывал, что на вершине вулкана есть ледник.

5*6=30градусов

25-30=-5градусов при высоте 5000м.

Смотрят презентацию

Слушают рассказ учителя.

Отвечает:

Ледник питается атмосферными осадками – снегом.

Смотрят слайд.

Слушают учителя

Смотрят слайд

Смотрят слайд

Отвечает:

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Ледники бывают:

Отвечает: -Покровные, горные и горно- покровные.

Отвечает:

Айсберг - это глыба льда отколовшаяся от шельфового ледника.

Записывают задания в дневник.

2 мин.

5 мин.

30 мин.

2 мин.

1 мин.

Слайд презентации №1

Слайд презентации №2

Слайд презентации №3

Слайд презентации №4

Слайд презентации №5

Слайд презентации №6

Слайд презентации №7

Слайд презентации №8

Слайд презентации №9-10-11

Слайд презентации №12

Слайд презентации №13

Слайд презентации №14-15-16

Слайд презентации №17-18-19

Слайд презентации №20

Слайд презентации №21-22

Слайд презентации №23

Л е д н и к и

«…Появление чудовищных ледниковых покровов означало уничтожение всей органической жизни на Земле. Территория Европы, которую перед тем покрывала тропическая растительность и населяли слоны и гиппопотамы, внезапно исчезла под бескрайними массами льда, затопившего все – равнинные, озёра, моря, возвышенности…» Льды, огромные массы льда, скрывавшие под собой, материки, - таков образ ледникового периода, образ природы его холодного мира, созданный Жаном Луи Агассисом, выдающимся швейцарским учёным XIX в., основателем ледниковой теории, или учения о древних оледенениях.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕДНИК? подвижное скопление льда атмосферного происхождения на поверхности суши Л е д н и к – это… естественные скопления снега и льда, обладающие способностью к движению

Образование ледников Образуются ледники в результате накопления и последующего преобразования твердых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе. Общим условием образования ледников является сочетание низких температур воздуха с большим количеством твердых атмосферных осадков, что имеет место в холодных странах высоких широт и вершинных частях гор. Однако, чем больше суммы осадков, тем выше могут быть температуры воздуха. Так, годовые суммы твердых осадков меняются от 30-50 мм в Центральной Антарктиде до 4500 мм на ледниках Патагонии, а средняя летняя температура от – 40 С в Центральной Антарктиде до 15 С у концов самых длинных ледников Средней Азии, Скандинавии, Новой Зеландии, Патагонии.

Процесс формирования ледника – это процесс превращения снега в лед. Снежинки превращаются в зерна под влиянием испарения, таяния и давления вышележащих слоев. Образуется зернистый лед – фирн. Фирн образуется в горах выше снеговой линии и в полярных областях, там, где выпавший снег не успевает за лето стаять.

Ледник Перито-Морено в Патагонии (южная часть Аргентины) https://www.youtube.com/watch?v=ANXUIzBCWv8

Ледники бывают разные по происхождению: Покровные Горные Горно-покровные

ГОРНЫЕ ЛЕДНИКИ Образуются там, где горы достигают климатической снеговой границы, расположенной на некоторой высоте в атмосфере.

Горные ледники делятся на: Горные Склонные Долинные

Ледник в национальном парке Глейшер ДОЛИННЫЙ ЛЕДНИК

Покровные ледники подразделяются на: Ледниковые купола (крупные выпуклые ледники мощностью до 1000м); Ледниковые щиты (выпуклые ледники мощностью более 1000м и площадью свыше 50тыс. км.кв) Выводные ледники, ледниковые покровы, шельфовые ледники.

Покровные ледники Содержат большую часть запасов пресной воды на Земле. Один айсберг средних размеров состоит из такого же количества пресной воды, какое выносит за год небольшая река.

Покровные ледники ПОКРОВНЫЕ ЛЕДНИКИ размещаются на материках или крупных островах, в тех районах где климатическая снеговая граница располагается на уровне океана. К ним относятся ледники Антарктиды, Гренландии, арктических островов.

Спускаясь к морю, ледник образует шельфовый ледник, расположенный на материковой отмели шельфе. Отколовшаяся его часть называется айсбергом.

Шельфовый ледник Айсберг

Горно-покровные ледники делятся на: Ледники предгорий Сетчатое оледенение Ледники предгорий образуются в том случае, если климатическая снеговая граница расположена очень низко и велико количество атмосферных осадков. Ледники, образовавшиеся в горах, быстро выходят на равнину. Распространены на Аляске. Сетчатое оледенение характерно для Исландии, Шпицбергена.

Ледники Шпицбергена

Ледник Хаббард (Аляска)

Питание ледника Основной источник питания ледников – атмосферные осадки. К другим источникам питания относится материковый перенос – снег, переносимый, снег лавин, сублимация на поверхности льда.

Движение ледника Двигаются ледники по уклону местности, на движение оказывает влияние сила тяжести. На увеличение скорости движения оказывает влияние увеличение массы льда и его температура.

Кроме таких вынужденных колебаний, прямо связанных с балансом массы, некоторые ледники испытывают подвижки (пульсации), которые возникают как результат процессов внутри самого ледника – скачкообразных перестроек условий на ложе и перераспределения вещества между областями аккумуляции и абляции (таяние) без существенного изменения общей массы льда.

Ледниковые воды являются источниками питания для рек. Полное таяние ледников привело бы к повышению уровня океана на 60 м и затоплению 10% суши.

Домашнее задание 1. параграф 32. 2. стр.101 вопросы и задания ответить письменно.