Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

ЕСН в 2019-2020 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019-2020 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 9 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют единым социальным налогом. К тому же есть вероятность, что его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019-2020 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019-2020 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей, в 2020 году планка максимального размера пенсионных взносов возрастет до 259 584 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2019 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой. В 2020 году в ФСС оплачиваются взносы до получения размера доходов 912 000 рублей.

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. В 2020 году при доходе 1 292 000 действует ставка 22%, а свыше этой суммы ставка уменьшается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2019-2020 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019-2020 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ .

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по форс-мажорным обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры: техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Таблицы ставок ЕСН в 2019-2020 году

Тарифы страховых взносов в 2019-2020 году

Пониженные тарифы страховых взносов в 2019-2020 году

Коды ОКВЭД видов деятельности*

Тариф для расчета взносов

в ПФР

в ФСС на ВНиМ

в ФФОМС

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2,п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др.

Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010№ 244-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014№ 377-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014№ 473-ФЗ).

Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1,2 ст. 6 Закона от 13.07.2015№ 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1

Категории ИП, для которых льготный тариф в 2019-2020 году отменили

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составлял не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не превышал 79 млн. руб.

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД.

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применялась (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Страховые взносы ИП "за себя" в 2019 году

Страховые взносы ИП "за себя" в 2020 году

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь в форму онлайн консультанта . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК +7 499 938 52 26. СБП +7 812 425 66 30, доб. 257. Регионы - 8 800 350 84 13 доб. 257

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации .

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению () и льготы по уплате единого социального налога ().

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу () определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная?кала налогообложения и определены условия ее применения ( , ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Федеральный бюджет

Того

До 280000 рублей

20, 0 процента

3 , 2 процента

0, 8 процента

2, 0 процента

26, 0 процента

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

15,8 процента

2, 2 процента

0, 8 процента

1,2 процента

20, 0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, () и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ().

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1)начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2)использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3)направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4)расходов, подлежащих зачету;
5)уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

Социальный единый налог что значит данное понятие?

Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

Кто признается плательщиками данного налога?

Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

Что является объектом обложения единым социальным налогом?

В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.


Единый социальный налог в 2018 году ставка

Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

Для предпринимателей и работодателей информация

Единый социальный налог является федеральным налогом РФ. Он начисляется в федеральный бюджет, а также различные внебюджетные фонды общегосударственного уровня. Эти фонды представлены Фондом социального страхования, медицинского обязательного страхования. Данный налог предназначен для сбора целевых средств, необходимых государству для осуществления пенсионного и социального обеспечения и медобслуживания населения. Через ЕСН проявляется социальная

Законом № 212- ФЗ от 24 июля 2009 года было определено, что с 1 января 2010 года утрачивает силу 24 глава ЕСН. Это означает, что выплата ЕСН была заменена уплатой плательщиками обязательных взносов в фонд соцстрахования и фонд Пенсионный, а также в ТФОМС и ФФОМС.

По данному закону ставки отчислений , оставались неизменными с 1 января 2010 года, в то время как начиная уже с 1 января 2011 года возросли на 34%, из них 26% составляют отчисления по пенсионному обязательному страхованию. Взносы по страхованию выплачиваются с общего годового заработка, который не превышает 415 тысяч рублей. Такая система страховых отчислений обязательного характера позволяет существенно повысить уровень пенсий. При этом пенсии после тридцати лет уплаты обязательных взносов составляет не меньше, чем 40% от уровня зарплаты.

Уплачивают единый те плательщики, которым нужно производить оплату труда физических лиц, а также плательщики, которые уплачивают ЕСН с собственного дохода. К первой группе относят юридических лиц, физлиц, зарегистрированных как и производящих выплаты зарплат другим физическим лицам, а также обычных физлиц (граждан). Плательщики в этом случае выступают в качестве работодателей.

Единый социальный налог , согласно 235 и 236 статьям Налогового Кодекса РФ должен уплачиваться организациями, которые выплачивают вознаграждения физлицам по гражданско-правовому, трудовому и авторскому договорам, за исключением случаев выплат вознаграждений индивидуальным предпринимателям.

Единый социальный налог должен быть уплачен после предоставления налоговой декларации до 30 марта года, наступающего за истекшим периодом отчетности. Копию декларации нужно предоставлять в орган ПФР территориального масштаба в срок до 1 июля того года, который следует за отчетным периодом по уплате ЕСН.

Единый социальный налог имеет объектомдля работодателей вознаграждения, выплаченные физическим лицам по различного рода договорам и, кроме того, выплаты, которые производились по трудовым договорам.

Налоговые льготы соц налог предусматривает в следующих случаях. От его уплаты освобождаются не облагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации в случае неиспользованного отпуска, страховые взносы по договору медицинского страхования. Кроме того, не облагаются ЕСН те выплаты, которые не относятся к уменьшающим базу в случае доходы и расходы инвалидов всех трех групп (I, II и III).

Ставки ЕСН и его распределение определяются статьей 241 НК. Суммы, которые не подлежат обложению, указаны в статье 238, а льготы - в 239 статье НК. Сам порядок исчисления и установленные сроки уплаты прописаны в НК. Суммы выплачиваются отдельно в федеральный бюджет и отдельные фонды по соответствующей процентной доле налоговой базы.

Сумма, подлежащая уплате в соцстах, плательщиком уменьшается самостоятельно на сумму расходов на цели соцстрахования. Сумма, подлежащая выплате в федеральный бюджет, может уменьшаться плательщиками на сумму страховых взносов за этот же период на пенсионное страхование, исходя из тарифов, предусмотренных законом № 167-ФЗ от даты 15 декабря 2001 года «О пенсионном обязательном страховании».

По итогам месяца плательщики должны исчислять авансовые платежи по ЕСН по величине выплат, начисленных с начала соответствующего до завершения данного месяца.

Знакомы всем владельцам дачных участков и автомобилей. Подоходный налог платят все работающие граждане, но они могут и не знать, что такое ЕСН.

Что такое единый социальный налог

В самом названии ЕСН зашифрована его суть - это налог социального назначения. Аббревиатура ЕСН обозначает единый социальный налог. Это отчисления, направленные на мобилизацию средств, предназначенных для пенсионного и социального обеспечения на государственном уровне.

Эти налоговые сборы не подлежали вычету у работающего населения, оплата ЕСН производилась за счет средств и организаций. Ставка налога была единой - 26% от фонда оплаты труда. Эти суммы не высчитывались из заработной платы, сами работники платили другой налог.

Новые налоги вместо ЕСН

Единый социальный налог был упразднен с 01.01.2010 года. Теперь выплаты того же назначения полагается делать в три государственных организации. Это 3 разных структуры:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Сначала суммированная ставка по этим 3 фондам была идентичной ЕСН, но в январе 2011 произошло повышение выплат сразу в 2 фонда. Позже проценты выплат немного снизили, но они не стали равняться прежним 26%, после уменьшения совокупная ставка социальных налогов - 30 процентов.

Это видео расскажет, что за отчисления входят в единый социальный налог:

Нормативное регулирование

Нормативно-правовое регулирование ЕСН было оформлено на разных уровнях.

  • Обязательность налогов социального назначения предусмотрена в Конституции РФ. Именно это документ является главным, занимая первый уровень правовых актов.
  • Также в первом уровне расположены Трудовой (ТК), Налоговый (НК) и Гражданский кодексы (ГК) РФ.
  • Федеральные законы тоже относятся к нормативному регулированию первого уровня. Единый социальный налог был введен с 01.01.2001 года согласно ФЗ №118 от 5 августа 2000 г. В таком виде налоговые выплаты социального назначения просуществовали 9 лет. Согласно ФЗ №212 от 24.07.2009 г. ЕСН был заменен на другие выплаты, начиная с 1 января 2010 года.

Объекты налогообложения

  • Под объектами единого социального налога первой группы понимались доходы по трудовым договорам различного характера и выплаты по единовременным контрактам. Также ЕСН взимался с вознаграждений по гражданско-правовым договорам, подразумевающим оплату услуг или выполнение каких-либо работ с определенным доходом. Договора по или собственность не являлись объектами налогообложения ЕСН.
  • Вторая группа объектов ЕСН также подразумевает доходы, но они касаются частной практики. Это оставшиеся средства после вычета расходов при ведении частной предпринимательской или профессиональной деятельности иного характера.

Существовали и налоговые льготы, от оплаты ЕСН освобождалась целая категория доходов:

  • Выплаты по договорам личного добровольного страхования
  • Необлагаемые налогом государственные компенсации и пособия
  • Компенсация при увольнении за отпуск, неиспользованный во время работы
  • Страховые взносы по договорам на добровольное медстрахование за своих работников.

Объекты ЕСН

Определение сумм объектов налогообложения происходило по периодам.

  • Выделялся классический налоговый период, сроком 1 календарный год.
  • Также выделялись 3 отчетных периода - 1 квартал, полугодие и первые 3 квартала года.

Консультация юриста по вопросу возвращения ЕСН даны в этом видео:

Субъекты

Плательщики единого социального налога были разделены на 2 группы.

  • Первой являлись субъекты, имеющие сотрудников, получающих заработную плату, вне зависимости от того, или деятельность ведет индивидуальный предприниматель.
  • Ко второй группе относились лица, занимающиеся частной практикой. К ним относятся адвокаты, нотариусы, и другие налогоплательщики на самозанятости. Часто такие субъекты параллельно являлись плательщиками и первой категории - они облагались налогом за частную практику и за выплаты заработных плат нанятым сотрудникам. Примером может служить администратор в кабинете врача или секретарь у нотариуса.

Субъекты ЕСН

Важные нюансы

В 2017 году в очередной раз заговорили о возвращение ЕСН. Изначально он был введен для упрощения расчетов по налогам, позволяющим подать документы и перечислить средства в одну организацию. В 2010 году было решено, что это невыгодно с точки зрения собираемости сумм налогов, поэтому ЕСН разделили на 3 фонда. Сейчас вопрос с возвратом к модели налогообложения в формате ЕСН по-прежнему открыт. Активное обсуждение по возврату этой системы началось еще в 2016 году, хотя в 2015 было решено не прибегать к выплате социальных налогов в формате ЕСН.

Понятие единого социального налога уже несколько лет является устаревшим, но даже бухгалтеры по-прежнему называют ЕСН выплаты в 3 государственных органа. Неважно, как называются выплаты социальных налогов - они идут на обеспечение пенсий и других государственных пособий.

Теоретически возврат к ЕСН вполне возможен, эту меру сейчас рассматривают в правительстве в качестве антикризисной. Это будет ясно к середине 2017 года, но если ЕСН вернут, то уже предусмотрено увеличение ставки для лиц с большой заработной платой. Пока озвучена сумма, превышающая 796 тысяч рублей заработка за год.

Остается только дождаться и узнать, вернут ли на самом деле ЕСН.