Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лозовская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Внеклассное мероприятие

по географии

Викторина

"Веселая география"

Подготовила и провела

в 7-9 классах учитель географии I КК

Волобуева В.И.

2015 г.

Цели:

    Образовательная : Расширение кругозора учащихся.

    Развивающая: Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие познавательного интереса к изучению географии.

    Воспитательная: Повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний по изученному материалу; внимательного отношения к природе, формирования мировоззрения, оценочного суждения; воспитание чувства долга, ответственности и коллективизма.

Подготовка к викторине: формируются 3 команды из учащихся 7-9 классов (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I. Оргмомент.

II. Проведение мероприятия.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Итак, мы начинаем...

    Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.

    Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).

1-ый конкурс «В стране сообразили»
(география + смекалка)

1) Загадочная разминка:

1-ая команда

    Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

    Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

    Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

    Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

2-ая команда

    Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

    Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

    Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

    Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

3-тья команда

    В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

    Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);

    Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

    Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

2) Географические шарады:

Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.

Например:

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а
второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).

1-ая команда:

Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в
конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).

2-ая команда:

Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А
между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно - название страны. (Я + пони = Япония).

3-тья команда:

Часть первая - мост,
Но без буквы конечной.
Вторая - звучит на болоте беспечно.
А
целое - местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).

3) Геологика:

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

    Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),

    Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),

    Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),

    Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),

    Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),

    Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),

    Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),

    Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),

    Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).

4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?

Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

    Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),

    Омичи (в Омске),

    Индийцы (в Индии)

    Куряне (в Курске),

    Томичи (в Томске)

    Донетчане (в Донецке, Украина).

5) Ответ ищите в вопросе:

Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов . Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уро нил а)).

    Из какого города вызвали г рим ёра? (из Рима - гример).

    Где вь юг а не завывает? (На юге - вьюга).

    Кто попортил ночью вино град ник? (Град - виноградник).

6) Каждому своё:

К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте.

    Каньон, Барьерный риф, Енисей - ... (Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).

    Орлеан, Зеландия, Гвинея - ... (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана).

    Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ).

2-ой конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)

1) Шуточная географическая викторина:

    Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),

    Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),

    Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),

    Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),

    В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),

    Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),

    Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),

    Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),

    Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),

    Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),

    На каком фронте не воюют (на атмосферном),

    Какое государство можно носить на голове (Панама),

    Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),

    Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),

    Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),

    Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)

    Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

2) Весёлые стихи на внимание.

В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)

Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)

Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)

Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)

Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)

Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)

Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)

3-ий конкурс «Восхождение к вершинам знаний»

1) Географические рекорды России - блиц-опрос

    Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),

    Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),

    Самые высокие горы России (Кавказ),

    Самая полноводная река России (Лена),

    Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)

    С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)

    Самый большой остров России (Сахалин),

    Самая длинная горная система России (Урал),

    Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),

    Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),

    С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),

    Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).

4-ый конкурс «По реке времён»
(география + история)

    Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию? (Александр Македонский в 332 - 331 г. до н.э.),

    Как назывался обитатель Сахалина до революции? (Каторжник),

    Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

5-ый конкурс «К литературным источникам»
(география + литература)

1) География в русских пословицах:

Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.

    Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)

    Погиб, как швед под... (город). (Полтава)

    Не разом... (город) строилась. (Москва)

    Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)

    Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)

    Не всё..., что блестит (золото)

6-ой конкурс «По заповедным местам»
(география + зоология)

1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.

    КИТ-- государство в Азии. (Китай)

    ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)

    РАК государство в Азии. (Ирак)

    РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)

    КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)

    СОМ--- государство в Африке. (Сомали)

    ТУР--- государство в Евразии. (Турция)

    ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)

    ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)

7-ой конкурс «Песенная география»
(география + музыка)

Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами... (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.

Ледяной горою... (скопление льда)
Из...(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его... (поток воды)
По бескрайним, по...(водоём).

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
... (участок суши) Невезения,
В... (водоём) есть
...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

III. Подведение итогов, награждение.

Литература:

    Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 249 с.

    Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод.пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 127 с.

    Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

Дети, которые активно участвуют в образовательных мероприятиях, будут успешными и во взрослой жизни. Единственная ошибка всех преподавателей - это вознесение на пьедестал почета успешных учеников. В данном случае лучше всего держать нейтральную позицию, а корона почета должна быть переходящей. Иногда ее можно примерить и неуспевающему ученику для поднятия самооценки, безусловно, за заслуги.

География - наука интересная, ведь она изучает окружающий мир и народы, живущие по соседству, но вместе с тем и очень сложная. Не каждому ребенку она становится сразу подвластной.

Внеклассное мероприятие по географии должно стимулировать детей к изучению данной науки, а также способствовать росту их личности. Каждый ребенок хочет быть успешным, поэтому всегда нужно давать ему эту возможность.

Нет общего шаблона. Каждый учащийся является личностью и индивидуальностью со своими плюсами и минусами. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь развитию положительных качеств. Государственная стратегия школьного образования состоит в воспитании всесторонне развитой личности. И если ребенок не может проявить себя в географии, наверняка он сможет преуспеть в другом предмете. Но вызвать интерес к изучению - задача педагога. А помогут в этом нестандартные формы занятий.

Идеи внеклассного мероприятия

Каждый учитель, выбирая для проведения стоит в тупике с одним вопросом - где взять идею. В данном случае не нужно вдаваться в панику, идея обязательно появиться. Можно обратиться за помощью к коллегам или учащимся. Свежий взгляд обязательно поможет найти выход из тупиковой ситуации.

Идеи для внеклассного мероприятия по географии могут быть самыми разными, даже несколько примитивными. Главное - ее интересно обыграть. А творческой деятельности педагога можно только позавидовать.

Интересным будет занятие для ребят под названием «Геокруиз». На доске может быть вывешено игровое «море» с островами, каждый из которых будет определять задание. Ребятам нужно будет отгадать загадки, связанные с отдельными странами, или вспомнить традиции чужих народов. Игра может быть командной. Цель мероприятия - привить желание изучать географию.

Еще один вариант внеклассного мероприятия может иметь название «Население мира». Для проведения занятия преподавателю понадобится аппаратура для презентаций. К подготовке интересного доклада можно привлечь и ребят. Речь будет идти об отдельных расах. Цель мероприятия заключается не только в знакомстве с другими народами, но и в воспитании в школьниках чувства толерантности.

Идей для внеклассного мероприятия по географии существует огромное множество. Стоит лишь открыть учебник и включить фантазию.

Аудитория для открытого внеклассного мероприятия

Аудиторией для внеклассного мероприятия по географии могут служить сами школьники. На мероприятиях данного масштаба не стоит говорить о программе обучения данному предмету, детям это покажется скучным. Лучше рассказать, как география связана с жизнью, или поговорить о профессиях, в которых знание предмета необходимо.

Также внеклассное мероприятие по географии может быть рассчитано на несколько другую аудиторию, а именно родителей учащихся. Проведение данного мероприятия лучше всего приурочить к общешкольному собранию. В данном случае будет полезным учителю ответить родителям на вопрос о том, как стать успешным в географии. Здесь же дети могут выступить со своими докладами. Обязательно стоит выделить время для вопросов от аудитории.

Как правильно разработать внеклассное мероприятие по географии?

Как только педагог определяется с идеей и выбрана аудитория, можно смело приступать к следующему этапу работы над внеклассным мероприятием - это его разработка.

Открытое внеклассное мероприятие по географии предполагает большой масштаб слушателей. Именно слушателей, так как в противном случае будет очень трудно контролировать ситуацию. Данному мероприятию характерны такие варианты проведения, как лекции, беседы или диспуты.

Сценарий внеклассного мероприятия по географии, или любому другому предмету, должен быть составлен в обязательном порядке. Таким образом удастся предугадать ситуации, которые потребуют особого внимания. Сценарий - это некий план проведения мероприятия, который может состоять из следующих пунктов:

  • Вступление. Здесь может идти речь о значении науки в жизни, а также возможных профессиях, связанных с географией.
  • Доклад. Это часть мероприятия может проходить с использованием презентаций. Заранее придется подготовить слайды. Принимают участие как школьники, так и педагоги.
  • Вопросы. Учащиеся уточняют информацию, которая им непонятна. Если мероприятие открытое, можно заранее раздать вопросы ребятам. В противном случае школьники могут не проявить инициативу.
  • Подведение итогов.

Сценарий может быть несколько изменен. Дополнительно педагог может включить в программу конкурсы, которые покажут, на каком уровне находятся знания ребят.

Цели и задачи внеклассного мероприятия

Любая разработка внеклассного мероприятия по географии должна быть определена конкретными целями и задачами, независимо от масштабности проводимого мероприятия.

Они могут быть следующими:

  • Познакомить детей с наукой географией.
  • Обобщить знания по определенной тематике.
  • Способствовать расширению кругозора в области наук.
  • Определить
  • Помочь творческому развитию личности школьника.
  • Познакомить с новинками в области географии.

В какой форме бы ни проводилось занятие, оно должно быть в первую очередь интересным для ребят.

Как подготовить помещение к мероприятию?

Внеклассное мероприятие по географии предусматривает подготовку помещения для его проведения. В данном случае нужно учитывать специфику предмета. Если требуется наличие карт или использование наглядного материала, начать подготовку следует как минимум за неделю. В учебном учреждении не всегда можно найти нужные пособия. Возможно, дидактические материалы придется рисовать собственноручно.

Если мероприятие предусматривает изучение конкретной страны, можно при помощи и компьютера устроить «виртуальную» экскурсию. Шикарным вариантом является возможность онлайн-общения с представителями того государства, изучению которого посвящено внеклассное мероприятие. То, насколько будет интересным и полезным занятие, зависит только от фантазии педагога.

Не стоит забывать о том, что для проведения любого мероприятия нужно свободное место, которое не стесняло бы движения детей. А значит, если занятие проводится в кабинете географии, то нужно позаботиться о правильной расстановке школьных столов.

Ну и, безусловно, не стоит забывать о музыкальном сопровождении конкурсов и заданий. Поэтому, расставляя необходимую аппаратуру, нужно позаботиться о том, чтобы она не мешала ученикам.

Поощрение учеников

Любое внеклассное мероприятие по географии, или другому предмету, должно предусматривать поощрение участвующих. Поэтому учителю важно продумать этот момент заранее. Это может быть:

  • положительная оценка по предмету;
  • награждение грамотами или медалями на общешкольной линейке;
  • учеников;
  • сладкие призы для учащихся.

Чтобы в итоге ни было выбрано учителем, стоит помнить, что дети работают в полную силу своих возможностей только тогда, когда они могут получить поощрение за свой труд.

Анализ проведенного мероприятия

По географии учитель совместно с учениками должен сделать сразу после его проведения. Можно пригласить ребят в ближайшее послеурочное время.

Кроме того, так как речь идет об открытом внеклассном мероприятии, то его анализ должен быть еще произведен на и на ближайшем совещании педагогического коллектива.

Тщательный самоанализ внеклассного мероприятия по географии учитель сможет провести при наличии мнений со стороны. Это высказывания не только педагогов, которые присутствовали на занятии, но и учащихся.

Послесловие

Какого типа ни было бы выбрано внеклассное мероприятие учителем географии, нужно помнить следующее:

  1. Ученики, при положительном отношении к ним, всегда будут рады прийти на помощь педагогу.
  2. Дети только тогда будут работать с полной отдачей, когда будут видеть, насколько полноценно работает их преподаватель.
  3. Выбрав интересную тематику, можно добиться успешности мероприятия.
  4. Внеклассное занятие по географии пройдет на высоком уровне, если в работе будут задействованы не только ребята, но и родители.

Цель: привитие любви к географии, расширение кругозора, совершенствование умений работать в группе, коммуникативных навыков общения.

В игре участвуют две команды. На доске вывешивается игровое «море» с нанесенными островами. Два парусника (название каждая команда придумывает заранее)

Круиз проходит по морю Знаний, с посещением островов:

  1. Пословиц
  2. Сообразилии.
  3. Автомобилей.
  4. Коварных дебрей.
  5. Веселый песенный остров.
  6. Кулинарии.
  7. Захват пиратов.

Ход игры

Остров Сообразилии.

1. Географические анаграммы :

Команде 1

  • удар→ р _ _ _(полезное ископаемое) руда
  • арба→ а _ _ _ (национальность) араб
  • выбор→ о _ _ _ _(крутой откос на берегу реки) обрыв
  • провода→ в _ _ _ _ _ _(падающий поток воды) водопад
  • розга→ г _ _ _ _ (атмосферное явление) гроза

Команде 2

  • игра→ Р _ _ _ (столица Латвии) Рига
  • пенал→ Н _ _ _ _ (Государство в Азии) Непал
  • ласка→ с _ _ _ _ (каменная крутая гора) скала
  • сало→ Л_ _ _ (государство на полуострове Индокитай) Лаос
  • тиски→ Т _ _ _ _ (порт в море Лаптевых) Тикси

2. Геологика

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

Вопросы задаются всем по очереди.

  • теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной. (Дождь)
  • золотой, сахарный, крупный, мелкий, речной, морской. (Песок)
  • звездный, веселый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный, северо-западный. (Ветер)
  • снежная, пыльная, песчаная, разрушительная. (Буря)
  • метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевой, речной. (Поток)
  • материковый, вулканический, песчаный, коралловый, морской, необитаемый. (Остров).
  • живая, мертвая, огненная, жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, стоячая, проточная, пресная, соленая, минеральная, газированная. (Вода).
  • молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная. (Река)
  • звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, морская, сейсмическая. (Волна).
  • политическое, научное, плавное, быстрое, морское, теплое, холодное, стоковое, (Течение).
  • нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, черноземная. (Почва).

3. Индивидуальное задание для менее подготовленных ребят. Назови одним словом:

Команде 1:

  1. Море, озеро, река – водоем.
  2. Ессентуки, Анталия, Шармаль-Шейх – курорты.
  3. Берн, Абу-Даби, Виндхук – столицы.
  4. Илья Муромец, Анхель, Виктория – водопад.
  5. Губа, лиман, фьорд – заливы.

Команде 2:

  1. Бог Огня, Тятя, Этна - вулканы.
  2. Гоби, Каракумы, Кызылкумы – пустыни.
  3. Невада, Индиана, Техас - штаты .
  4. Самум, бора, мистраль – ветры.
  5. Кедровая падь, Столбы, Беловежская пуща – заповедники.

Остров Пословиц.

1. Вставить подходящий по смыслу географический термин в текст русской пословицы.

Команде 1:

  1. Муж в дверь, жена в … (Тверь)
  2. Язык до … доведет. (Киева)
  3. Река … – всем рекам мать. (Волга)
  4. Погиб как швед под … (Полтавой)
  5. Один глаз на нас, а другой в … (Арзамас)
  6. Тот герой, кто за Родину … (горой)

Команде 2:

  1. Орет во всю … (Ивановскую)
  2. Матушка … белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. (Москва)
  3. Все дороги ведут в … (Рим)
  4. Добрая пословица не на … молвится. (Ветер)
  5. Не все …, что блестит. (Золото)
  6. … песком не засыплешь. (Море)

2. Какая страна, такие и пословицы в ней. (Немецкая пословица).

Индивидуальное задание. (Капитанам команд).

Отгадать в какой стране родились данные пословицы.

Команде 1:

  1. Убежал от крокодила – наткнулся на леопарда. (Африканская).
  2. Тигр бережет свою шкуру, а человек имя. (Японская).
  3. Не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут. (Итальянская)

Команде 2:

  1. Велик баобаб, но и он вырос из маленького семечка. (Африканская).
  2. Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает. (Японская)
  3. Злой, как перец. (Болгарская)

Захват судна пиратами.

Сложить карту (физическую карту мира наклеить на альбомный лист, затем разрезать ее на разные кусочки, предварительно поставить крестик в Саргассовом море Атлантического океана. В этом месте следует пиратам искать клад.) Участники должны сложить карту (кто быстрее).

Остров кулинарии.

Каждой команде выдается меню, в котором все блюда зашифрованы.

Задача команд написать меню.

«Меню» команды 1:

  1. Этот напиток самый распространенный в мире, родина его Юго-западный Китай. (Чай)
  2. Какое лакомство обязано своим названием французскому городу Пломбьер. (Пломбир).
  3. Что в Африке называют негритянским хлебом? (Банан).
  4. Эту капусту для укрепления здоровья ели по указу императора в XIII веке в Китае. (Морская, повозки, груженые этой водорослью достигали самых отдаленных уголков страны. Вот это забота!)
  5. Говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку, получила свое название в честь германского города. (Гамбургер, Гамбург).
  6. В. И. Даль назвал это блюдо итальянскими трубками. (Макароны).

«Меню» команды 2:

  1. В 875 году в Эфиопии, в провинции Кафа, впервые было обнаружено растение, которое впоследствии стало очень популярно, из-за своих зерен. Из них стали изготавливать бодрящий напиток. Какой? (Кофе)
  2. Этот напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто отравой». (Чай)
  3. Этот соус обязан своим названием французскому городу Майон. О каком соусе идет речь? (Майонез).
  4. Бразильские индейцы называют его «НАНА». Как называем его мы? (Ананас).
  5. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом». (Бутерброд)
  6. Приятель Пушкина граф Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; … у них не допросишься!..». Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева нельзя допроситься в Париже? (Черного хлеба)

Игра со зрителями: «Черный ящик».

Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты).

Остров автомобилей.

Каждой команде даются одинаковые вопросы, кто быстрее и правильнее ответит тот и будет победителем.

  1. В какой стране в 1908 году была основана корпорация «Дженерал Моторс»? (США).
  2. Автомобили, какой марки производят в итальянском Турине? (ФИАТ)
  3. В какой стране в 30-е годы XX века возникла идея создать «народный» автомобиль, максимально простой и доступный каждой семье. Выпущенные автомобили внешне походили на божью коровку, за что получили прозвище «жучок». Что это за машины? (Фольксваген, Германия)
  4. В какой стране в 1913 году основана фирма «Ниссан»? (Япония).
  5. Своеобразным символом какой страны является фирма «Роллс-Ройс» и почему? (Великобритания, автомобили соответствуют характеру британского народа: строгие, спокойные, надежные, элегантные и очень дорогие).
  6. Какая машина получила название «Шведский чемодан». Марка этой машины переводится с латыни как «я качусь». (Универсал «Вольво»).

Остров Песенный.

Команды должны вставить недостающие географические термины в песни и напеть их.

Задание команде 1:

    Весна сорок пятого года,
    Так ждал тебя синий … (река) … (Дунай)
    Народам… (часть света) … свободу (Европа)
    Принес жаркий солнечный май.
    На площади … (город) … спасенной (Вена)
    Собрался народ стар и млад.
    на старой израненной в битвах гармони
    Вальс русский играл наш солдат.
    Помнит … (город)…, помнят… (горы)… и … (река) … (горы Альпы)
    Тот поющий и цветущий яркий май…

    Упала ранняя звезда,
    В … (ландшафт) … прохлада. (Полях)
    Плывет паром, поет вода
    О чем-то рядом.
    И там, где светится … (водоем) (Река)
    У тихой … (тип растительности) (Роща)
    Соединяет … (часть реки) ... (берега)
    Седой паромщик.

Задание команде 2:

    Как безмерно оно – притяжение … (планета) (Земли)
    Притяженье полей и печальных ракит,
    Всех дорог, по которым мы с детства прошли,
    И дорог, по которым пройти предстоит.
    Там … (рельеф) … высокие, (горы)
    Там … (ландшафт) … бескрайние, (степи)
    Там ветры летят, по проселкам пыля.
    Мы дети Галактики, но самое главное,
    Мы дети твои, дорогая …

    Ледяной горою … (скопление льда) (айсберг)
    Из …(атмосферное явление) вырастает, (туман)
    И несет его … (поток воды) ... (течение)
    По бескрайним, по… (водоем) (моря)
    Хорошо тому, кто знает,
    Как опасен в …(водоем), (океане)
    ... (…) встречным кораблям.

Остров коварных дебрей.

Отметь правильный ответ. Учитывается время и правильность ответов.

    Как переводится на русский язык греческое слово география
    а) землеизмерение
    б) землеописание

    в) землеведение
    г) землеразделение.

    Что является главным параметром любой географической карты?
    а) размер
    б) масштаб
    в) масть
    г) толщина.

    Какое созвездие есть в южном полушарии небесной сферы
    а) компас
    б) психрометр
    в) барометр
    г) глобус.

    Как называется форма Земли
    а) шар
    б) параболоид
    в) эллипсоид
    г) геоид.

    Переведите на французский язык слово «первопроходец»
    а) скаут
    б) комсомолец
    в) пионер
    г) коммивояжер.

    Как называется космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил полет в космос?
    а) Север
    б) Юг
    в) Восток
    г) Запад.

    Как называли флагманский корабль Христофора Колумба
    а) Санта-Клаус
    б) Санта-Барбара
    в) Санта-Мария
    г) Санта-Лючия.

    Морской путь в какую страну искала экспедиция Х.Колумба, доплыв вместо этого до Америки?
    а) Эфиопия
    б) Япония
    в) Индия
    г) Китай.

    Куда отправился тверской купец Афанасий Никитин
    а) за три моря
    б) за золотым руном
    в) за аленьким цветочком
    г) в тридевятое государство.

    Какая «Земля» так и не появилась на географической карте
    а) Вильчека
    б) Бунге
    в) Санникова
    г) Франца-Иосифа.

    В честь какого мореплавателя названы оба американских континента?
    а) Колумб
    б) Магеллан
    в) Веспуччи
    г
    ) Васко-да Гама.

    Благодаря кому получили имя Командорские острова
    а) В. Беринг
    б) Д. Кук
    в) Магеллан
    г) Х. Колумб

    Какой мореплаватель трижды обогнул Землю
    а) Д. Кук
    б) Х. Колумб
    в) Ф. Магеллан
    г) В. Беринг

    Какой русский путешественник популярен в Австралии
    а) Н.Н. Миклухо-Маклай
    б) Н. Пржевальский
    в) Д. Ливингстон
    г) Ф. Магеллан

    Как папуасы Новой Гвинеи называли Н. Миклухо-Маклая?
    а) человек с Луны
    б) Бог Солнца
    в) Нептун
    г) человек-амфибия

    Какой газ преобладает в земной атмосфере?
    а) кислород
    б) водород
    в) гелий
    г) азот.

    Чем окружено ядро Земли?
    а) муфтой
    б) мантией
    в) манто
    г) мантильей.

    Какие потоки пытаются остановить люди с помощью дамб?
    а) транспортные
    б) воздушные
    в) финансовые
    г) водные.

    Как называется узкий коридор между двумя морями?
    а) залив
    б) пролив
    в) канал
    г) устье.

    Как называется короткий морской пролив?
    а) дверь
    б) калитка
    в) ворота
    г) арка.

    Где находится «кухня погоды» Земли?
    а) в горах
    б) в пустыне
    в) в океане
    г) в тайге.

    Какой великий композитор посвятил всем временам года свои знаменитые концерты?
    а) П. Чайковский
    б) С. Рахманинов
    в) М. Глинка
    г) А. Скрябин.

    Какой ветер соответствует 12 баллам по шкале Бофорта?
    а) штиль
    б) бриз
    в) ураган
    г) шторм.

    Один из ветров Гвинейского залива, приносящий прохладу называется:
    а) официант
    б) носильщик
    в) доктор
    г) полицейский.

    Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?
    а) мариец
    б) поморник
    в) помор
    г) маринист.

    Какой тип растительности можно наблюдать в североамериканской прерии?
    а) лес
    б) болото
    в) степь
    г) пустыня.

    При пересечении чего моряки, по традиции, устраивают «праздник Нептуна»?
    а) Полярного круга
    б) Гринвичского меридиана
    в) Экватора
    г) Южного тропика.

    Через какой штат США проходит Северный Полярный круг?
    а) Аляска
    б) Алабама
    в) Техас
    г) Арканзас.

    Какие путешествия связаны с Капустиным Яром?
    а) космические
    б) виртуальные
    в) морские
    г) автодорожные.

    «Хочешь увидеть мир, – гласит латинская пословица,–
    а) «путешествуй»
    б) «ходи в театр»
    в) «загляни в каплю воды»
    г) «стань воином».

Подведение итогов. Награждение команд.

Литература:

  1. И.Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках».
  2. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам и внеклассным.

Пуленкова Юлианна Викторовна

МБОУ ООШ № 32, учитель географии

Открытое внеклассное мероприятие по географии « Мир вокруг нас»

(для 5-7 классов)

Цель: формирование у учащихся повышенного интереса к предмету

Оборудование : компьютер, портреты великих путешественников и географов, физическая карта мира, глобусы, атласы, таблицы.

В мероприятии принимают участие 2команды из 5-7ых классов. В жюри – старшеклассники, педагоги. Результаты конкурсов оцениваются по 5- бальной системе.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! У нас с вами сегодня не простой урок, а открытое внеклассное тематическое мероприятие. Мы сегодня будем рисовать, играть, отгадывать загадки! Вы не получите сегодня плохих отметок! В ваших дневниках появятся заслуженные пятерки и четверки. Слушайте и запоминайте! Играйте и познавайте! Смотрите и не говорите, что не видели!

Вот уже четыре с половиной миллиарда лет Земля вращается вокруг Солнца. Разумеется, наша планета не всегда была такой, как сейчас. Лицо Земли, как лицо живого существа, с возрастом стареет. Меняется состав океанов и атмосферы, вырастают и разрушаются горы, зарождаются и высыхают моря, реки прокладывают себе новый путь и прорезают в древних горах глубокие каньоны. И под воздействием этих глобальных перемен жизнь на Земле тоже меняется. Какие бы события ни происходили на Земле, растения, животные и микроорганизмы ухитрялись приспосабливаться к новым условиям. Откуда же мы знаем об этом? История - наука о человечестве. А о возникновении Земли и развитии жизни на ней рассказывают геология и палеонтология (наука об ископаемых).

Люди занимаются палеонтологией, чтобы ответить на один из основополагающих вопросов: как возникло то, что мы видим вокруг себя? Какой путь прошла наша планета и как развивалась жизнь на ней? Как все пришло к современному состоянию? На эти и другие вопросы мы ответим с вами, изучая географию….

Конкурс №1: « Этот загадочный мир»

Требуется нарисовать « портрет» планеты Земля. К доске выходят по одному учащемуся от каждой команды и рисует на доске в деталях: материки, моря, океаны и т.д. Побеждает тот, кто правильней нарисовал нашу планету.

Викторина для болельщиков

1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

2.Как называется сборник географических карт? (атлас).

3.Какой материк почти не имеет рек? (Антарктида).

4.Какая страна занимает большую площадь? (Россия). 5. Как называются плавучие острова льда? (айсберг).

6.Назовите самую длинную параллель земли? (экватор).

7.В каком море самая соленая вода? (Мертвое море).

8.В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

9.Как называется линия, до которой нельзя дойти? (горизонт).

10.Самый большой остров? (Гренландия).

11.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

12.Прибор для измерения азимута? (компас).

13.Кто открыл Америку? (Колумб).

Конкурс 2: Узнай, что это?»

Ведущий. А теперь объявляется конкурс, в котором ребята должны узнать по описанию страны Земли. Участникам конкурса предлагается выслушать небольшие заметки и дать определения. В конкурсе побеждает тот,

кто правильно и быстро ответит на все вопросы.

1. Крупнейшее государство Южной Америки, занимающее почти половину континента. На севере и востоке омывается Атлантическим океаном. Пятая по величине страна в мире после России, Китая, Канады и Соединенных Штатов Америки.

Главными реками являются Амазонка, То-кантинс и Сан-Франсиску.. Важными реками являются также Мадейра, Та-пажос, Риу-Негру, Парнаиба, Уругвай. Климат страны изменяется в зависимости от региона от тропического до умеренного. Растительность страны весьма разнообразна, особенно в бассейне Амазонки. (Бразилия)

2. Государство на северо-западе Европы. Состоит из острова, на котором находятся Англия, Шотландия и Уэльс, и Северной Ирландии, занимающей часть острова Ирландия. Растительность довольно бедна, леса занимают менее 4% территории региона, чаще всего встречаются дуб, береза, сосна. Среди представителей фауны- олень, лиса, кролик, заяц, барсук; среди птиц - куропатка, голубь, ворон и другие. водятся.

(Великобритания)

3. Государство в Северной Америке. На севере граничит с Канадой, на юге - с Мексикой. На востоке омывается Атлантическим океаном, на юге - Мексиканским заливом, на Западе - Тихим океаном. Самая высокая точка страны (всей Северной Америки) находится на Аляске - гора Мак-Кинли (6194 м), самое низкое место - Долина смерти (86 м ниже уровня моря) - находится в Калифорнии. Среди природных достопримечательностей особенно выделяются Великий Каньон реки Колорадо на Среднем Западе страны; многочисленные национальные парки, одним из самых известных является Йеллоустонский с долиной гейзеров и большим количеством редких животных; пляжи и места развлечений во Флориде и Калифорнии; Великие озера; Ниагарский водопад. (США)

4. Государство в Восточной Азии, третья по территории страна мира после России и Канады и первая в мире по количеству населения. На севере граничит с Монголией и Россией, на северо-востоке - с Россией и КНДР, на юге - с Вьетнамом, Бирмой (Мьянма), Лаосом, Индией, Бутаном и Непалом, на западе - с Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном, на северо-западе с Кыргызстаном и Казахстаном. На востоке омывается Желтым морем и Восточно-Китайским морем, на юге - Южно-Китайским морем. Среди представителей фауны сохранились одни из самых редких животных. Среди них: некоторые виды аллигатора и саламандры, гигантская панда (обитает только на юго-западе) и водяной олень (обитает только в этой стране и Корее). (Китай)

Конкурс 3: « Земля на глобусе и на карте»

Ведущий объявляет конкурс, в котором учащиеся должны узнать континенты по фотографиям. Победителем становится самый активный ученик, правильно угадавший континенты.

Конкурс 4. «Путешествие вслепую».

Ведущий бросает мяч каждому члену команды и при этом называет любой географический объект. Ловящий мяч должен назвать континент, на котором находится названный объект.

1. горы Гималаи – Евразия;

2. река Нил – Африка;

3. озеро Мичиган – Северная Америка;

4.горы Анды – Южная Америка;

5.река Муррей – Австралия;

Конкурс 5. «Географические загадки».

Надели коняшки морские тельняшки. (Зебра).

Что за зверь скажите братцы, может сам в себя забраться? (норка).

Чем больше колец, тем старше жилец? (дерево).

По реке плывет бревно, ох и злющее оно? (крокодил).

Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик? (стрекоза)

С бородой родился, никто не удивился? (коза).

Конкурс 6 «Читаем карту».

К карте полушарий мира выходят по одному представителю от каждой команды. Получают листочки с заданиями. За каждый правильно показанный географический объект получают по жетону.

1 команда 2 команда

Марианский желоб Остров Мадагаскар

Амазонская низменность Горы Кордильеры

Средиземное море. Озеро Титикака

Пролив Дрейка Пролив Гибралтарский

Течение Гольфстрим. Течение Западных Ветров

Река Миссисипи. Река Конго

Ведущий. Вот и завершилось наше мероприятие. Я желаю вам успехов в учебе, а особенно - в изучении географии. Интересная наука, не правда ли? До новых встреч, друзья!

Подведение итогов и награждение

Литература

1. http : volschool 32. ucor . ru

2.Энциклопедия для детей. География. Том 3.- М.,2003

Цель: формирование экологического мышления учащихся.

Задачи:

  • Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.
  • Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
  • Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Оборудование: зал украшен картинами природы, на столах различные овощи, фрукты; карты полушарий, мира, магнитная доска. Представлена фотовыставка «Сохраним природу».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В актовом зале все рассаживаются по отрядам – чётные по одну сторону, нечётные по другую.
Команды формируем, задавая вопросы по классам. (Кто быстрее ответит тот выходит за стол игроков)

Вопросы для 5-го класса:

1. Как называется процесс, который приводит к разрушению горных пород? (Выветривание)
2. Как называется книга в которую заносят редчайшие или исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
3. С помощью какого прибора определяют направление ветра? (Флюгер)
4. Вспомните название всего животного царства? (Фауна)

Вопросы для 6-го класса:

1. Что называют меридианом?
2. Что такое глобус?
3. Как называется пересечение меридианов и параллелей на глобусе и карте? (Градусная сетка)
4. Что называют полюсом?

Вопросы для 8-го класса:

1.Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое)
2. Какое количество морей омывает территорию нашей страны? (13 – 12 окраинных и Каспийское – внутреннее.)
3. В скольких часовых поясах располагается территория России? (11)
4. Назовите крайнюю восточную точку России? (Мыс Дежнёва)

Вопросы для 9-го класса:

1.Что мы характеризуем, давая оценку места страны на политической карте и её отношение к другим государствам? (геополитическое положение)
2. Что такое естественный прирост населения? (разница между родившимися и умершими за определённый промежуток времени.)
3. Назовите численность населения современной России? (145 млн. чел.)
4. Как называется переселение людей из одних районов проживания в другие? (миграция.)

Вопросы для 10-го класса:

1. Назовите государство занимающее первое место в мире по численности населения? (Китай – 1137 млн. чел.)
2. Государство, занимающее первое место в мире по площади? (Россия)

3. Как называется рост городов и повышение удельного веса городского населения в стране? (Урбанизация.)

4. На какие группы делятся государства мира в зависимости от формы правления? (Республики, монархии )

Ведущий: У нас сформировались две команды. Сейчас мы должны выбрать капитанов команд и придумать название командам.

(Пока команды заняты идёт представление жюри, а затем представление команд и капитанов.)

Ведущий: На вечере мы будем говорить о различных странах, народах, традициях. Мы вспомним знания полученные на уроках географии, биологии, из книг и телевидения. Все эти знания понадобятся вам при ответах на вопросы конкурсов.

Ведущий: И первый конкурс нашей программы «Дай правильный ответ». Перед вами на столике лежат разноцветные конверты все они имеют свои номера. Вы должны выбрать один из них. Для этого мы приглашаем одного члена команды и предлагаем ему вытащит из нашей волшебной шкатулочки бочонок с номером конверта. В каждом конверте вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конверт 1. Вопросы царства растений

  1. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)
  2. Что за трава, которую можно определить с закрытыми глазами? (крапиву)
  3. Какие ягоды можно собирать из-под снега? (калину)
  4. Дерево-символ нашей Родины. (берёза)

Конверт 2. Вопросы царства животных

  • Какие животные спят зимой? (медведи,
  • Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  • Почему выделяют среди животных млекопитающих (кормят детёнышей молоком)
  • Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору. (в гору задние ноги длиннее)

Конверт 3. Вопросы о насекомых

  • Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нас садится? (Комар)
  • Волосата, зелена
    В листьях прячется она,
    Хоть и много ножек,
    Бегать все равно не может. (Гусеница)
  • У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  • Что случатся с пчелой, после того, как она ужалит? (Умирает)

Конверт 4. Вопросы о птицах

  • С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грач)
  • Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  • Пингвин это птица? (Да)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

Конверт 5. Вопросы по охране природы

1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней весной, то увидели, что горит трава. Но ее горение никто не обращал внимания. И только папа сказал, что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему этого нельзя делать? (С травой погибают все насекомые, живущие в ней )
2. Почему вдоль автомобильных дорог и железнодорожных трасс высаживают деревья? (Для защиты от пыли, выхлопных газов, грязи.)
3. Гуляя с родителями, по лесу Света и Алеша увидели большой муравейник. Подойдя к нему, дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам что…»
Что сказали бы муравьи? (Мы строили свой дом годами, чтобы укрываться в нём от не погоды не разоряйте его.)
4. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер водой, чтобы не было пожара, а банки пакеты закопал.Что сделано правильно, а что нет? (Правильно залил водой. Всё остальное нужно сжечь и закопать)
Как поступили бы вы?

Конверт 6. Определите из какого растения получили это продукты?

Манку (пшеницы ),
Геркулес (овса),
Пшено (проса ),
Крахмал (картофеля, кукурузы ),
Макароны (пшеницы )
Черный хлеб? (ржи )

Ведущий: Завершён конкурс «Дай правильный ответ». Жюри подводит итоги, а мы готовимся к следующему конкурсу.

Звучит песня «Водовоз» из кинофильма «Волга, Волга»

Ведущий: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Ведущий: Следующий конкурс называется «Вода, вода…» и посвящён он воде. Простой и обыкновенной воде, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной, потому что без неё мы просто не смогли бы жить.

(Звучит шум водопада или моря.)

Ведущий: А сейчас командам по очереди будут заданы вопросы и вы должны ответить на них. Если одна команда не знает ответ ей могут помогать болельщики. За каждый правильный ответ жюри выставляет один бал.

  • Самое распространённое вещество на Земле?
  • Самый ценный минерал на планете?
  • Вещество, встречающееся у поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
  • Вещество, расширяющееся при замерзании?
  • Вещество, у которого твёрдая фаза легче жидкой?
  • Самое теплоёмкое вещество на Земле?
  • Самый сильный растворитель на Земле?
  • Главная причина возникновения пещер?
  • Вещество, составляющее две третьих биосферы?
  • Источник жизни на Земле.

(Ответ на каждый вопрос – вода.)

Ведущий: Пока жюри считает мы проведём игру со зрителями. Мы попросим вас отгадать загадки.

  1. Не море, не земля – на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (болото)
  2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала. (туча)
  3. В небе родился, в земле схоронился. (дождь)
  4. Вечером родится. Ночь живёт, утром помирает. (роса)
  5. Что без огня дымит. (туман)
  6. Скатерть бела, весь мир одела. (снег)
  7. На дворе горой, а в избе –водой. (снег)
  8. Белая морковка зимой растёт.(сосулька)
  9. В неё вливается, из неё выливается, а сама она по земле петляет. (река)

Слово жюри.

Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать? Конечно же кто не любить это увлекательное занятие и мы с вами отправимся в путешествие по странам мира. А чтобы нам было интересно и мы с вами могли посетить музеи, выставки, побывать в театре мы должны иметь деньги. Следующий наш конкурс посвящён валюте разных стран и называется он «Доллар – евро – рубль».

(На доске при помощи магнитиков крепятся таблички с названием валюты разных стран. Задача играющих по очереди открыть таблички и назвать страны и их столицы в которых используется эта валюта. Прикрепить на политическую карту мира значок на территорию этой страны.)

Доллар – США, рубль – Россия, фунт – Великобритания, шекель – Израиль, динар – Турция, франк – Франция, гривна – Украина, иена – Япония, рупия – Индия, юань – Китай, тугрик – Монголия, марка – Германия.

Ведущий: Слово жюри. Следующий конкурс «Объясни географическое название или термин». Команды получают конверты с заданиями и записывают правильные ответы.

Вопросы для первой команды:

  • Архипелаг – группа островов,
  • Бархан – скопление песка,
  • Атолл – коралловый остров в форме кольца,
  • Земная кора – верхняя оболочка Земли,
  • Босфор – пролив между Европой и Азией,
  • Баффина – море,
  • Арарат – вулканический массив в Азии,
  • Индостан – Индостан полуостров на юге Азии,
  • Конго – река в Экваториальной Африке.

Вопросы для второй команды:

  • Прерии – обширные степи в Северной Америке,
  • Река – постоянный водный поток, текущий в русле,
  • Торнадо – вихревое движение в воздухе в виде воронки или столба,
  • Шельф – материковая отмель,
  • Анды – горная система в южной Америке,
  • Атакама – пустыня на Тихоокеанском побережье,
  • Крит – остров в восточной части Средиземного моря,
  • Мауна-Кеа – потухший вулкан на Гавайских островах,
  • Хуанхе – река в Китае.

(Пока команды выполняют задание проводится игра со зрителями.)

Вопросы для зрителей:

  • Место, где начинается река – исток,
  • Один из видов возвышенностей – кряж,
  • Оболочка Земли между земной корой и ядром – мантия,
  • Сильный горячий ветер – самум,
  • Первое кругосветное путешествие совершил – Магеллан,
  • Река Нил находится – в Африке,
  • Росянка это – растение,
  • Тайвань это – остров,
  • Искусственные «реки» – каналы.

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Ведущий: Следующий конкурс «Определите этих пришельцев» На доске крепится роза ветров, на ней в кармашках находятся задания – описание растения, и команда должна угадать название этого растения.

Травянистое растение, родина которого Индия. Это растение было известно за несколько тысячелетий до нашей эры. Его вьющийся стебель украшал стены египетских храмов. В Древнем Египте знатные люди пили сок этого растения с розовой водой для укрепления здоровья. Лечились также этим соком от лихорадки и собачьих укусов. Из средиземноморья это растение распространилось и в другие страны Европы. А вот в Россию оно было завезено не из Европы, а из Восточной Азии. Овощ, продолговатой формы, зелёного цвета. (Огурец)
Один из самых популярных овощей. Его родина – Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «большая ягода». Через океан это растение завезли в Италию, в переводе с испанского его название «золотое яблоко», во Франции его назвали «яблоком любви.» в России эти плоды появились во времена царствования Екатерины II. Ходили слухи, что они ядовиты и только в 1850 году наши соотечественники узнали, что эти плоды вкусны и полезны. (Томат)
Один из самых древних овощей. За шесть тысячелетий до нашей эры этот овощ выращивали египтяне. Нашим предкам это овощ пришёлся по душе. Сейчас мы не мыслим нашу жизнь без этого овоща. (Капуста)
Родом из Средиземноморья. В 15 столетии завезен в Россию. Благодаря этому овощу наша страна занимает одно из первых мест в мире по производству сахара. (Свекла)
Родина этой культуры Малая и Средняя Азия, откуда она распространилась в другие государства. Арабы утверждают, что это плод райских садов, дар небес. В Россию это растение попало в 13 столетие,но её стали выращивать на побережьях Чёрного моря. Когда в начале 15 века царские стрелки привезли семена этого растения, из-за суровости климата в Москве оно стало тепличным растением. (Дыня)
Родина этого растения – Южная Африка., где и сейчас в пустыне Калахари, оно встречается в диком виде. Этот плод поил в пустыне своим соком всех жаждущих. К нам эти плоды. вплоть до 17 столетия, завозили из-за границы.позже стали выращивать на Украине и подавать к царскому столу вымачивая в сахарном сиропе. Только в 19 веке этот плод прижился в России и его стали есть в свежем виде. (Арбуз)

Ведущий: Теперь вы поняли какой трудный путь прошли культурные растения, овощи прежде, чем попасть на наши огороды и занять достойное место на нашей кухне и в нашем меню.

Игра со зрителями «фруктово-овощной аукцион»

Ведущий: Вот и завершилась наша конкурсная программа. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.