Колыбель Моя качалась
У Сиона, и над ней
Пальма Божия склонялась
Темной купою ветвей;
Белых лилий Идумеи
Снежный венчик цвел кругом,
Белый голубь Иудеи
Реял ласковым крылом;
Отчего ж порой грущу Я?
Что готовит Мне судьба?
Все смиренно, все приму Я,
Как Господняя раба.
(Майков)

На одном из склонов гор Галилейских, среди цветущей зелени садов стоял городок Назарет, тихий и малоизвестный. В нем жили праведные супруги Иоаким и Анна. Иоаким был из древнего царского рода Давида, а Анна была из рода священнического. Они жили в довольстве, у них были стада овец. Но их семейное счастье было неполное, - у них не было детей.
Много молились Иоаким и Анна, чтобы Господь дал им дитя; они даже дали Богу обет, что посвятят Ему на служение то дитя, которое у них родится. Но молитва их не исполнялась. Время шло, и они уже начали стареть.
А в народе еврейском иметь детей желали не для семейной только радости. Все тогда ждали пришествия Христа Спасителя, и те, у кого были дети, надеялись, что хоть дети их доживут до Его желанного царствия. У кого же детей не было, тот считал себя как будто бы исключенным из царствия Христова. Поэтому евреи считали знаком гнева Божия, если у супругов не рождалось детей.
Однажды Иоаким пошел в Иерусалим и там пошел в храм, чтобы принести жертву. Там был кто-то из его соседей, человек этот грубо оттолкнул Иоакима, сказав: “Что ты идешь вперед! Ты и вовсе-то недостоин приносить жертву, так как Бог не дал тебе детей”.
Иоаким глубоко огорчился этим укором. Он не вернулся домой, а ушел в пустыню, где паслись стада его. Там хотел он успокоиться душою.
Анна дома услыхала об обиде, которую испытал муж ее. Ей тоже стало тяжело. Среди домашних трудов своих вышла она в сад и села там отдохнуть под лавровое дерево. Случайно подняв глаза, увидела она в ветвях гнездышко с птенчиками. Птичка-мать прилетела и кормила их.
Анна вздохнула. “Вот, - сказала она себе, - и птице Бог дает радость в детях, а у меня этой радости нет”.
Когда она это подумала, ей явился Ангел Господень и сказал: “Молитва твоя услышана. У тебя родится Дочь, благословенная более всех дочерей земных. Имя Ей будет Мария”.
Услышав такое дивное обещание, Анна в радости душевной поспешила в Иерусалим, чтобы там в храме поблагодарить Бога.
Между тем Ангел Господень явился к Иоакиму и сказал ему те же слова, прибавив: “Поди в Иерусалим; там у Золотых Ворот встретишь ты жену твою”. Супруги радостно встретились и вместе вошли в храм принести благодарственную жертву. После этого они вернулись домой в Назарет.
Через несколько месяцев у Анны родилась Дочь, и родители назвали Ее Марией.
В радости своей они, однако, не забыли своего обещания и стали готовиться посвятить Ее Богу.
Сначала они имели намерение сделать это, когда их Дочери будет два года. Но младенец Пресвятая Дева была еще мала и слаба и не могла оставаться без помощи родителей. Тогда они отложили посвящение на один год.”
До трех лет прожила Мария в Назарете, в доме родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить данный Богу обет - посвятить Ему Девочку. В то время у иудеев был обычай, по которому дитя, посвященное Богу, вводилось в Иерусалимский храм.
Иоаким и Анна начали все необходимые приготовления к торжественному дню введения во храм. Предстояло пройти от Назарета в Иерусалим около ста пяти верст. Родители Марии созвали своих родственников, которые должны были следовать вместе с Марией в Иерусалим.
Три дня находились путники в дороге, наконец достигли города. Началось торжественное шествие в Иерусалимский храм. Впереди шли юные девы с зажженными свечами и пели священные молитвы; за ними шли Иоаким и Анна, ведя за руки Марию. Родственники и много народа окружали все шествие. Дойдя до храма, родители Марии поставили Ее на первую ступень лестницы, ведущей в храм.
Пятнадцать ступеней вело в храм. И вот, едва родители Марии поставили Ее на первую ступень, Она Сама, без посторонней помощи, взошла по ступеням храма.
Все присутствовавшие дивились, видя, как Мария, несмотря на Свои юные годы, всходила по ступеням.
На помосте храма встретил Марию первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
Дух Святой просветил Захарию, и он воскликнул: “Гряди, Чистая, гряди, Преблагословенная! Войди в радости в церковь Господа Твоего!”
И взяв Марию за руки, он ввел Ее в Святилище, а оттуда в Святое Святых, куда сам имел право входить лишь однажды в год. Так совершилось введение во храм.
По введении, Мария оставалась при храме двенадцать лет.

И вот под кров священных сеней
Вступило юное Дитя, -
Там веял дух святых молений,
Лампады теплились, светя.
Младенец - Дева! кто расскажет,
Как Ты росла в святой тиши!
Лишь ангелы, святые стражи,
Следили жизнь Твоей души.
Они, блаженные, дивились
Ее хрустальной чистоте,
И радостно с Тобой молились,
Взирая к горней высоте.
Но тайны и они не знали,
Которой Ты обручена, -
К Тебе столпясь во время сна,
Они, быть может, вопрошали
Не раз: “О братья! кто Она?!”

Все время Св. Дева проводит в труде и молитве. Кроме того,

Полна молитв и упованья,
Пророков тайные сказанья
Читать с смиренною душой
Она любила в час иной.
И в них, в восторге чувств священном,
Встречала те места Она,
Где о Мессии вожделенном
Приподнималась пелена.
Глубоко в сердце их хранила,
Их смыслом занимала ум,
И много слез, и много дум
Она им втайне посвятила.

Предание говорит, что Ангел Господень слетал к Марии, чтобы наставлять Ее в Священном Писании.
Настало время выхода Девы Марии из храма и вступления в брак. Но Мария заявила первосвященнику, что Она еще до рождения была посвящена родителями Богу и до конца жизни хочет принадлежать Ему.
Первосвященник и священники поручили Деву Марию восьмидесятилетнему старцу, Ее родственнику Иосифу, который должен был заботиться о Ней, беречь и охранять.
По выходе из храма Дева Мария вернулась в Назарет и поселилась в доме Иосифа.

Юность Марии (1848-49) Галерея Тейт, Лондон

Россетти начал писать "Юность Марии", когда ему было двадцать лет, примерно в одно время со "Слугой Господнего. Позировали для этой картины не профессиональные натурщицы, а мать и сестра художника. Отца Богородицы Россетти писал со старого слуги, с незапамятных пор жившего в его семье. Решенная в духе средневековой фрески, "Юность Марии" стоила молодому живописцу многих трудов. Он довольно долго не мог выбрать композицию для этой работы. Если бы не советы друзей - Брауна и Ханта - то, возможно, замысел картины так и остался бы замыслом. Что касается содержания "Юности Марии", то о нем лучше может сказать сам Россетти. "Сюжетом картины, - сообщал он в одном из писем, - служит история о детстве и юности Девы Марии, вдохновлявшая до меня многих художников. Как правило, они показывали Богородицу за чтением книг под присмотром своей матери, святой Анны. Я решил показать Богородицу за иным занятием - на моей картине она под руководством матери вышивает лилию. Цветок, который она копирует, держат в руках два ангела". Впоследствии Россетти пришлось отказаться от одного из ангелов. Мальчик оказался слишком резв, он не мог постоять на месте ни минуты. Боясь, что потеря ангела "опустошит" композицию, художник добавил (уже на одной из последних стадий работы) фигуру отца Девы Марии.

Первой картиной созданной в прерафаэлитской манере принято считать «Юность девы Марии» Данте габриэля Россетти, выставленную на Свободной выставке, а затем в королевской академии в 1849 году вместе с «Изабеллой» Миллеса и «Риенци» Ханта.
Художники и раньше обращались к детству Богородицы (хотя этот иконографический сюжет не был так популярен, как, например, Благовещение). В отличие от своих предшественников Россетти решил изобразить Марию не читающей библию, а вышивающей лилию – символ чистоты и непорочности, что было бы более символично.
Первоначально Россетти планировал изобразить кроме Марии, Святой Анны и Иоакима двух ангелов, которые держат стебель лилии. Но один из мальчиков-моделей оказался чересчур подвизным и не мог стоять не двигаясь и нескольких минут. В результате Россетти пришлось немного изменить композицию – на полотне остался только один ангел, а место другого заняла стопка книг, на которой стоит сосуд со стеблем. На первых порах (отчасти из-за нехватки средств, отчасти из-за секретности братства) прерафаэлитам позировали друзья и знакомые, в данном случае моделью для образа святой Анны послужила мать Россетти Франческа Полидори, а для Марии – сестра Кристина.
В «Юности девы Марии» Россетти использовал многие христианские символы. Цвета книг («Вот книги: Добродетелей цвета // В них запечатлены: апостол Павел // любовь златую выше прочих ставил»). Лилии в сосуде – символ чистоты, кроме того нельзя не обратить внимание, что на стебле всего три цветка (триединцы Бог: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух). Красная накидка на окне, которая отсылает зрителя к плащанице. На полу лежат, перевитые лентой, семь пальмовых листьев и ветка терна с семью шипами – символы семи радостей и скорбей Девы Марии. Символика произведений разъяснялась в двух стихотворениях – одно было на раме, другое – в каталоге.
Любопытен и еще один момент – это одно из первых полотен, которыми прерафаэлиты заявили о себе. «Юность Девы Марии» подписана именем художника и на момент выставки 1849 года неразгаданными буквами P. R. B. Но намерения братства, возможно заключены, и в самом изображении, ведь Мария копирует цветок не с эскиза (как обычно делают вышивальщицы), а с натуры, что очень созвучно прерафаэлитскому принципу верности природе.
На выставке королевской академии «Юность девы Марии» получила одобрительные отзывы. Возможно, это было вызвано тем, что картина была проста и (в отличие от «Благовещения, которое было выставлено годом позже) вполне соотвествовала канонам. Как и викторианским представлениям о девичьей добродетели, которая должна обеспечиваться достаточно замкнутым образом жизни под присмотром матери.

На склоне Галилейских гор, среди садов цветущих.
Стоял малоизвестный городок, с названьем Назарет.
В нём жили праведные люди, средь цветов растущих:
Супруги Иоаким и Анна - верная жена. Но деток у них нет!

Сам Иоаким, из древнего Он рода царского - Давида.
А Анна из священослужащих, и тоже знатная была.
В довольствии они жили. Овец держали разного же вида.
Но счастье обходило стороной без деток, как всегда.

Они молились Господу: и у Него детей просили!
Даже обет давали, что посветят детей служению Ему.
Но их молитвы же, не исполнялись. В огорчении жили!
Они, чтоб горе «потушить», работали среди цветов в саду.

В то время не иметь детей: то наказанием считалось!
Их, словно, прокаженных, обходили дальше стороной.
Наверно, Иоаким и Анна в чём-то виноваты, им, казалось!
А время бесконечно шло! И Иоаким уже не молодой!

Однажды, в их судьбе, надежда вроде появилась.
То Анна, как обычно же, была уже в своём саду.
Она на дереве гнездо заметила с птенцами. Удивилась!
А «мать» их шустрая кормила всех по очереди, на ходу!

Вздохнула Анна горестно и про себя сказала:
«Ведь даже птицам деточек - на радость Бог даёт».
И так подумала: как перед ней фигура Ангела тут встала!
«Тебя услышал Бог! И через год у Вас родится Дочь».

А Дочь благословенная! Её поддержка Бога ожидает.
«И назовёшь её Мария». И Ей назначено - священной быть,
И роль Её: Божественная и большая… Но никто не знает!
Один лишь Бог наметил Ей Судьбу! И что Ей предстоит.

Конечно же, они про Обещанье то, что Богу дали, не забыли.
Марии три уж года, но Она с родителями всё ещё жила.
Теперь Марии надо в Храм Иерусалимский. Чтоб прибыли.
Такая знать договорённость же родителями, с Ангелом была.

Тогда автобусы в Иерусалим, конечно, не ходили.
От Назарета до Иерусалима было сто пять Вёрст пути.
Из Назарета шли пешком. Три дня в дороге были.
Путь изнурительный. Марию за руки родители вели.

Дойдя до Храма, путники же радостно все восклицали!
Захария, Первосвященник, по отечески Марию стал ласкать.
В Святилище, куда входить даже Захария, то запрещали!
Лишь здесь Мария в том Святилище же будет обитать!

Двенадцать лет Мария в этом Храме оставалась.
Она же без любви родителей, без ласки здесь одна!
Ей три годков всего. Без опыта одна здесь оказалась!
Среди лампад, где Дух святой Мария много лет росла.

Лишь Ангелы то к Ней во Храм, конечно, прилетали.
Наверное, то Божья стража и защита для Неё была.
И с Нею как учителя общались. И молитвы с ней читали.
И Пасторы Святейшие общались с Ней. Не была одна!

Прошло Двенадцать лет. Мария тоже повзрослела.
Теперь пятнадцать ей. Мария Святость обрела!
Настало время выхода из Храма на свободу смела.
Судьба Марии же теперь во власти Господа была!

Деву Марию, старцу в восемьдесят лет, знать поручили.
То родственник Её. Он должен был заботиться о Ней!
Они вернулись в Назарет опять туда, где раньше жили.
И жили в доме там, у Иосифа Он шефство взял над Ней.

Иосиф, добрый старец был. Марию он, как дочь любил.
Он слово дал: Марию по возможности беречь и охранять!
А сам Богобоязьный старец до глубокой старости прожил!
Мария на сносях уже! Рождения Иисуса стала ждать!

Продолжение следует

Вводится Девица в храм по ступеням...

Старец, послушный совету небес,

Вводит Её во святилище храма.

М. А. Кузмин

В галилейском городе Назарете жили смиренные и благочестивые потомки царя Давида — Иоаким и его жена Анна. Дожили они до глубокой старости, но де-тей, к сожалению, у них не было. Долго молили они Господа послать им ребёнка, и вот наконец за великое терпение, веру и любовь к Богу родилась у них дочь. Нарекли её Марией , что означает «госпожа», «надежда».

Когда девочке исполнилось три года, родители при-вели её в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Ф. Сурбаран. Отрочество Марии. Ок. 1600 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В храме осталась она вместе с другими девочками. Прилежно изучала Мария Закон Божий, внимательно читала Священное Писание, много молилась, занима-лась рукоделием, пряла и шила одежду священникам храма. Материал с сайта

В картине испанского ху-дожника Франсиско Сурба-рана «Отрочество Марии» запечатлена милая и скром-ная девочка, прервавшая ру-коделие ради молитвы. Оду-хотворённое прекрасное ли-цо, удивительно грустные глаза, покорно сложенные в молитве руки — всё призва-но подчеркнуть глубину её чувств и переживаний. Бе-лая ткань на коленях девоч-ки также придаёт картине пророческий характер, она напоминает белый саван, в который будет обёрнуто тело мёртвого Христа.

Шло время... Когда Ма-рии исполнилось 14 лет, она должна была оставить храм. По закону её нужно было или возвратить родителям, или выдать замуж. К тому вре-мени её родители Иоаким и Анна умерли, поэтому свя-щенники решили обручить Марию с благочестивым ве-рующим человеком плотни-ком Иосифом.

На этой странице материал по темам:

  • Картины ф сурбаран христос мальчик

  • Рождение и юность марии

  • Картина ф. сурбана христос мальчик"

  • Описание картины ф. сурбарана христос-мальчик.

  • Презентация на тему рождения и юнность девы марии и авторы картин

Вопросы по этому материалу:

  • Как складывалась жизнь Марии в Иерусалимском храме? Дополни-те свой ответ впечатлениями от картины испанского художника Ф. Сурба-рана «Отрочество Марии».