Реформаторская деятельность Сперанского М.М.

Добрый день. Сегодняшний урок проведу у вас я. Для начала хотел бы представиться- Артур Эрнестович.

Сегодня мы продолжаем разговор о реформах эпохи правления Александра I до Отечественной войны 1812 г и познакомимся с проектами усовершенствования государственного порядка в России

Проверка знаний

Прежде, чем начнем рассмотрение, давайте вспомним наиболее значимые события. У меня в руках «Шар эпохи». Получив его вы называете ассоциацию, связанную с эпохой правления Александра 1

(шар передается детям, происходит диалог)

Почему возникает данный ассоциативный ряд?

Перечислите, в каких сферах были осуществлены реформы Александром I . (социально- экономические (крестьянская реформа); политическая сфера)

вспомним конкретные реформы и их даты

Реформы и преобразования – Александра. Какая форма правления в России в начале ХI Х века? (самодержавная монархия).

Вспомните успехи и неудачи России во внешней политике до 1812 г.

Молодцы ребята. Спасибо. Мы вспомнили наиболее значимые события связанные с эпохой правления Александра 1

Мотивация учащихся

А сейчас обратите свое внимание на экран.

(ролик о Сперанском )

Ребята, скажите, о чем или о ком пойдет речь на нашем уроке.

Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского». откройте свои тетради и запишите тему.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учитель:

Цели нашего урока

1. Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

2. Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

Эпиграфом к нашему уроку я взял слова А.С. Пушкина, которые в 1834 г. он записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Предоставление новой информации

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Но волей судьбы в конце1806 г. во время болезни Министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, директору департамента министерства иностранных дел Михаилу Михайловичу Сперанскому было поручено лично докладывать императору о положении дел в России. Доклады произвели сильное впечатление, на императора такое же, как и сам автор. Александр сразу оценил его незаурядный ум. Началось восхождение Сперанского.

Биография М.М. Сперанского

Знакомясь с фактами из биографии М.М. Сперанского, подумайте и ответьте мне Что необычного в биографии Сперанского (ответ учащихся – нетипичное для высших сановников происхождение, быстрый карьерный рост)

М.М. Сперанский родился в семье бедного священника Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. Все важнейшие тексты с 1807 г -1812 г составлял Сперанский. В конце октября 1808 г. Александр берет его с собой на Эрфурт на встречу с Наполеоном.

На следующем этапе работа с учебником (страницы 20-22), заполнение таблиц-приложений, беседа по вопросам: прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского.

По мере чтения учебника, учащиеся заполняют схему, с помощью учителя. После происходит диалог, по вопросам.

Какие политические реформы провел Сперанский? Их положительные и отрицательные стороны.?

Какие сословия устанавливались Сперанским?

Какими правами наделялось население страны?

Чьи идеи напоминают идеи Сперанского?

Конечная цель реформ?

Физминутка

Разделение учащихся по группам. Задание группам. На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

Работа с источником:

1 группа.

Из манифеста об образовании Государственного совета:

«…Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

    В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

    По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им свершению.

    Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего свершения без утверждения державной власти.

    Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»

Вопросы к документу:

    как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?

    сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?

На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

2 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины
Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

Подводя итоги групповой работы, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

    Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

    Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

    Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

    Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

    Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

    Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

    Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!)

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

Вопрос. 2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Связать с современной Россией.

Вопрос. 3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Домашнее задание :

§ 3 учебника; сочинение-рассуждение на тему « Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»

Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории ЦО №1828 «Сабурово».

Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

Цели урока:

    показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в тоже время половинчатый характер;

    выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;

    совершенствование умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;

    осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

План урока.

    Начало деятельности М.М. Сперанского.

    Проект политических реформ: замыслы и результаты.

    Отставка М.М. Сперанского.

Ход урока.

(слайд 1) Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

(слайд 2) План урока

(слайд 3)Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.

(слайд 4) Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве , сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I , известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

Для разработки планов новых реформ нужен был иной человек и выбор пал на М.М. Сперанского .

(слайд 5) В 1834 г. А.С. Пушкин записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Взгляд Пушкина отражал общее мнение того времени.

(слайд 6) М.М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. — в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина.В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.

(слайд 7) Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: «попович», «семинарист», «служака», «предатель», «отец русской бюрократии», «реформатор» и т. п.

(слайд 8, 9) Работа с документами.

«Вольтер в православно-богословской оболочке»

«Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Л.Н. Толстой

«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

Наполеон

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость… Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер…»

Барон Густав Армфельд

Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

(слайд 10) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» . Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

(слайд 11) « В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Из письма М.М. Сперанского Александру I

Вопрос. На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I ?

(слайд 12) Таким образом, план реформ, составленный М.М. Сперанским был изложением мыслей и идей самого императора?

«…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

Что же это были за меры?

(слайд 13) Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению- Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату.

Вопросы. Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов?

Кем впервые был предложен этот принцип?

В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?

(слайд 14) Еще один новый орган- Государственный совет- должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в думу.

(слайд 15) Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами.

Вопрос. Какие права называются гражданскими?

Неприкосновенность личности, презумпция невиновности,
равенство перед законом, судебная защита,
право на жилище, владение и распоряжение
имуществом, заключение сделок.

(слайд 16) Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» первых двух сословий.

Вопрос. Какие права называются политическими?

Избирательное право получали лишь лица, обладающие движимым и недвижимым имуществом.

(слайд 17) Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми(вначале проходили выборы в волосные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь,- депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы) . Руководить работой думы должен был назначаемый царем канцлер.

(слайд 18) Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе.

(слайд 19) 1 января 1810 г. Был обнародован манифест о создании Государственного совета.

В порядке государственных установлении Совет представляет орган в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и

через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях

предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом

действием державной власти поступают к предназначенному им

совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”. М.М. Сперанский

Вопрос. Каковы задачи Государственного совета?

А) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

(слайд 20) По подсчетам П.Н. Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825 гг. в Государственном совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях мнение меньшинства (причем в четырех случаях согласился с мнение одного члена Совета.

Вопрос. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют цифры, приведенные в документе?

(слайд 21) Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ6 слишком свежа была в памяти судьба отца.

(слайд 22) Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.

(слайд 23) Вопрос. В чем же причины отставки М.М. Сперанского?

М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.

(слайд 24) Работа с документом.

Великий день отечества и нас всех – 17 марта 1812 г. Бог ознаменовал милость Свою на нас.. И враги наши пали. Открыто преступление в России необычайное – измена и предательство… Должно просто полагать, что Сперанский намерен был продать отечество и государя врагу нашему. Уверяют, что в тоже время он хотел возжечь бунт…, дав вольности крестьянам… Записки В.И. Бакуниной.

Вопрос. 1. Как вы думаете, почему для столичного дворянства опала М.М. Сперанского стала «великим днем»?

2. В чем дворянство обвиняло М.М. Сперанского? Насколько, на ваш взгляд, эти обвинения были справедливы?

(слайд 25) Работа с документом.

«Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор».

Кизеветтер А.А. Исторические хроники

Вопрос. 1. В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому?

2. Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I ?

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского по существу, направлена в его собственный адрес. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставки Сперанского.

(слайд26) Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

(слайд 27) Работа с документом.

«В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

Томсинов В.А.

Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком.

Почему вы так считаете?

(слайд 28) Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?

3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Литература:

    ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России 19 век.

    Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.

    Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век.

    История России 19 век. Хрестоматия. 8 класс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Краткий обзор биографии М.М. Сперанского. Политико-правовые взгляды. Отличия гражданского и правового рабства. Сперанский - участник либеральных преобразований в начале царствования Александра I. Реформы государственного управления, их роль и значение.

    1.Император Александр 1 был

    1) внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

    2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

    3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

    4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1

    2. В негласный комитет не входил

    1) П.А.Строганов

    2)В.п.Кочубей

    3)Н.Н.Новосильцев

    4) Д.Н.Сенявин

    3. В новой системе образования 1803 г. , созданной по указу Александра 1 , не было

    1) гимназий

    2) приходских училищ

    3) университетов

    4) сельских школ

    4. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

    5. Четвёртая антифранцузская коалиция была создана

    1)в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

    2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

    3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

    4) в 1807 г. После войны со Швецией

    6.Реформы М.М. Сперанского получили поддержку императора

    4) в 1809 г

    7.Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г. Имели

    1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

    2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

    3) право на участие в земском управлении и на ограниченную покупку земли

    4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда

    8. Государственный совет был создан

    2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу.

    9. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

      вариант

    1.Александр 1 стал российским императором

    1) в 1803 г. после смерти своего брата

    2) в 1801 г. после смерти Екатерины 2

    3) в 1803 г. по решения Негласного комитета

    4) в 1801 г. после убийства Павла 1 в результате дворцового переворота

    2. К первым изданным Александром 1 указам не относился указ

    1) об улучшении содержания заключённых

    2) о сокращении срока службы солдат регулярной армии

    3) о свободе пропуска российских произведений за границу

    4) о передаче рассмотрения всех судебных дел в Сенат

    3.Реформа высших органов государственной власти Александра 1предполагала

    1) введение министерств вместо коллегий и передачу Сенату высшей судебной власти

    2) отмену властных полномочий Сената и передачу их Негласному комитету

    3) превращение Сената в высший судебный орган и запрет на участие дворян в городском управлении

    4) превращение Сената в высший судебный орган и отмену Табели о рангах

    4. Конвенция «О взаимной дружбе» была заключена

    1) в 1801 г. между Россией и Швецией

    2) в 1804 г. между Россией и Австрией

    3) в 1801 г. между Россией и Великобританией

    4) в 1805 г. между Россией и Швецией

    5.Тильзитский мир был заключён

    1) между Францией и Россией в 1807 г., эти страны стали союзниками

    2)между Россией и Турцией по итогам войны 1806-1812 гг.

    3) между Россией и Швецией по итогам войны 1808-1809 гг.

    4) между Россией и Ираном в 1813 гг., эти страны стали союзниками

    6. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

    1) дворянство, государственные служащие, крепостные крестьяне

    2) государственные служащие, помещики, крепостные крестьяне

    3) дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

    4) дворянство, « мещанство и купечество», «всякий люд»

    7. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г. , получали

    1) только дворяне и мещане

    2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

    3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

    4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет

    8.Согласно замыслу М.М.Сперанского, сенат необходимо было

    1) разделить на 8 министерств

    2) разделить на 3 палаты- судебную, государственных законов и министерскую

    3) разделить на 2 части

    4) заменить Государственным советом

    9. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

    1) в 1803 г. И разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

    2) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

    3) в 1803 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

    4) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика в собственность землю

    Карженкова Наталья Петровна

    МБОУ средняя общеобразовательная школа №182

    Ленинского района

    Г.Нижнего Новгорода

    Тест по истории для 8 класса

    8 класс

    1. Высшая законодательная власть, согласно реформе М.М.Сперанского, должна была принадлежать:

    1. Государственной Думе; 3. Императору;

    2. Государственному совету; 4. Сенату.

    2. Расположите в хронологическом порядке вхождения в состав России.

    1. Грузия. 2. Сибирь 3. Бессарабия. 4. Среднеазиатские ханства.

    3. О каком историческом событии начала XIX века говорится в стихотворении известного поэта того времени Н.М. Шатрова?

    «Пою Пожар Москвы несчастной!

    Нагрянул новый Тамерлан

    И бранью тяжкою, ужасной

    Вломился в Кремль, как ураган;

    И нет от сильных обороны;

    Повсюду страх, повсюду стоны,

    Здесь горький плач, там страшный бой,

    Везде насильство, притесненье

    Везде убийство, истребленье,

    Везде грабеж, везде разбой».

    В приведенном отрывке речь идет о событиях_______________________________.

    4. Александр I решился учредить военные поселения, чтобы:

    1. сделать армию самодостаточной;

    2. получить дешевую рабочую силу;

    3. защитить восточные границы империи;

    4. приучить русских людей к европейскому образу жизни.

    5. Укажите, что является лишним в ряду:

    учреждение Собственной его императорского величества канцелярии, реформа управления государственными крестьянами, создание Негласного комитета, издание “Полного собрания законов Российской империи”.__________________________

    6. Соотнесите события и даты.

    1. Отечественная война а) 1802 г.

    2. Замена коллегий министерствами б) 1803 г.

    3. Указ о вольных хлебопашцах в) 1807 г.

    4. Тильзитский мир г) 1812 г.

    7. Противником либеральных реформ в первые годы XIX века был:

    1. Н.М.Карамзин; 2. М.М.Сперанский; 3. Н.Н.Новосильцев; 4. П.А.Строганов.

    8. Выберите неправильный ответ. По «Конституции» Н.Муравьева:

    1. Россия должна была стать конституционной монархией;

    2. Россия должна была стать демократической республикой;

    3. в России отменялось крепостное право;

    4. земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины.

    9. Кого характеризует данное описание?

    «Полковник. Сын нижегородского губернского предводителя дворянства. Был избран Диктатором 14.12.1825 г.. По приговору Верховного Уголовного Суда осужден на каторжную работу вечно. По амнистии 26.08.1856г. восстановлен в правах дворянства, но без княжеского титула.»

    1. С.П.Трубецкой. 3. П.Г.Каховский.

    2. К.Ф.Рылеев. 4. С.Г.Волконский.

    10. Соотнесите сферы творчества и имена деятелей культуры.

    1. История а) П.Н.Федотов

    2. Поэт б) И.П.Мартос

    3. Художник в) Т.Н.Грановский

    4. Скульптор г) М.Ю.Лермонтов

    11. Назовите имя российского императора по описанию.

    В манифесте при вступлении на престол в начале XIXв. новый император обещал, что

    будет управлять « по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». ____________________________

    12. Обедневшего крестьянина, нанимавшегося на работу к разбогатевшему односельчанину-кулаку, в России во второй половине XIXв называли__________________.

    1. В.Г. Белинский; 2. А.И. Герцен; 3. Н.М. Карамзин; 4. С.С. Уваров.

    14. Развитие промышленности в пореформенной России характеризовалось следующим:

    а) расцвет металлургической промышленности в 60-е годы XIX в.;

    б) превращение металлургии в ведущую отрасль русской промышленности;

    в) активное строительство железных дорог;

    г) завершение в основном промышленного переворота;

    д) закрытие или передача в частные руки некоторых убыточных государственных

    предприятий;

    е) исчезновение кустарного производства;

    ж) формирование кадрового пролетариата;

    з) превращение текстильной промышленности в ведущую отрасль русской промышленности

    1. (а, б, в, д) 2. (б, г, е, з) 3. (в, г, д, з) 4. (г, е, ж, з)

    15. В России в начале XIX в. был (а, о, и):

    1. конституция; 3. самодержавие;

    2. парламент; 4. легальные политические партии.

    16. В годы царствования Николая I был (о, а):

    1. отменено крепостное право; 3. проведена реформа государственных крестьян;

    2. издан указ о “вольных хлебопашцах”; 4. созданы военные поселения.

    17. Укажите имена путешественников в последовательности, соответствующей проводимым ими исследованиям - открытие Антарктиды, - исследование Центральной Азии, - изучение населения Новой Гвинеи, - исследование Камчатки.

    1. Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен;

    2. И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников, Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский;

    3. И. Беллинсгаузен, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников;

    4. Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников.

    18. Выберите неправильный ответ. Одна из реформ Александра II – это:

    1. отмена крепостного права; 3. военная реформа;

    2. указ о «вольных хлебопашцах»; 4. земская реформа.

    19. Известный общественный деятель второй половины XIXв. А.Н. Энгельгардт в письмах «Из деревни» сообщал о настроениях русских крестьян в 70-е годы XIX в.: «Коробочник Михайло принес военные картины, и «Чудесный обед генерала Скобелева под неприятельским огнем», и «Штурм Карса», и «Взятие Плевны».

    «Вот это, - объясняет он собравшимся около него бабам и батракам, -вот это Скобелев – генерал Плевну взял. Вот Осман-пашу под руки ведут – ишь, скрючился!»

    В данном отрывке речь идет о событиях ________________________ войны ______годов.

    20. Расположите в хронологическом порядке.

    1. Земская реформа.

    2. Отмена крепостного права в России.

    3. Проект реформы государственного управления М.Т. Лорис-Меликова.

    4. Военная реформа.

    21. В результате «хождения в народ» в 70-е годы XIX в.:

    1. началась крестьянская война на территории России;

    2. началось массовое вступление крестьян в народнические организации;

    3. развернулось массовое движение рабочих за свои права;

    4. усилились репрессии против народников.

    22. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло.

    1. Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей а) Генералы-герои войны 1812 г.

    2. Н.Н. Раевский и А.П. Ермолов б) Личная дружба и революционная деятельность

    3. А.И. Герцен и Н.П. Огарев в) Деятельность в государственных органах по подготовке крестьянской реформы

    4. вел.князь Константин Николаевич и г) Члены “Негласного комитета

    Н.А. Милютин

    23. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась подписанием:

    1. Берлинского трактата; 3. Айгунского договора;

    2. Сан-Стефанского договора; 4. Портсмутского договора.

    24. Уроженец Н.Новгорода, великий ученый, механик-самоучка, самолично сделавший телескоп, микроскоп, модель телеграфа, модель дугообразного деревянного моста через Неву, и «водохода» – это________________________________.

    25. Выделите фактор, ускоривший промышленное развитие России после реформы 1861г.

    1. Сохранение помещичьего землевладения.

    2. Сохранение самодержавия.

    3. Личная свобода крестьян.

    4. Необходимость выкупа земли крестьянами.

    26. В состав Российской империи во второй половине XIX века вошла территория:

    1. Украины; 2. Финляндии; 3. Хивинского ханства; 4. Бессарабии.

    27. В XIX веке Россия по форме правления была:

    1. демократической республикой; 3. феодальной республикой;

    2. конституционной монархией; 4. самодержавной монархией.

    28. Расположите в хронологическом порядке.

    1. Начало промышленного переворота в России.

    2. Смерть императора Александра II.

    3. Участие России в континентальной блокаде.

    4. Окончание Крымской войны.

    1. Бородинской битвой. 3. Обороной Севастополя.

    2. Восстанием декабристов. 4. Основанием Московского университета.

    30. Ф.И.Тютчев

    Императору

    «Ты взял свой день… Замеченный от века

    Великою господней благодатью –

    Ты рабский образ сдвинул с человека

    И возвратил семье меньшую братью…»

    Ответьте на вопросы.

      О каком событии XIXв. идет речь в стихотворении?

      Когда оно произошло?

    Ответы к тесту: