Любое государство во все времена можно было охарактеризовать, анализируя три основных аспекта, а именно: уровень свободы граждан, превалирующий метод регулирования общественных отношений, развитость силовых структур и вооруженных сил. Последний элемент имеет большое значение даже в современном мире. Казалось бы, зачем сегодня нужна сильная армия, если большинство масштабных военных конфликтов были окончены еще в XX веке? Ведь действительно значимых международных проблем сегодня попросту нет. Тем не менее XXI век, как показали последние события, не является «оазисом» стабильности. Большинство государств не доверяют иным представителям международной арены. Подобный режим взаимодействия представляет собой бомбу замедленного действия, которая может в будущем перерасти в полноценную войну. Чтобы такого не случилось, государства обязаны наращивать военную мощь для подавления любого рода провокации. Следует отметить, что в некоторых государствах сегодня уже существуют высокомобильные и боеспособные подразделения. К числу подобных стран относится Российская Федерация. В составе её вооруженных сил присутствует Тихоокеанский военно-морской флот, который имеет крайне интересную историю и ряд характерных особенностей.

ВМФ Российской Федерации

Флот является основной боевой группировкой на воде. На протяжении всей истории данный вид войск модернизировался и становился все более смертоносным. Что касается России, то наше государство не всегда славилось развитыми военно-морскими силами, если сравнивать их с аналогичными подразделениями Англии, Испании и Португалии. Тем не менее прорубленный Петром I «выход в Европу» дал возможность развить новый сектор военного искусства. На сегодняшний день Российской Федерации - это одна из составляющих вооруженных сил государства. Она имеет свою структуру и ряд функциональных задач, отличающихся спецификой.

Состав ВМФ

Структуру Военно-морского флота можно рассматривать с двух позиций. В первом случае необходимо брать во внимание отдельные подразделения, входящие в представленный род войск. На сегодняшний день в присутствуют:

  • надводные и подводные силы;
  • морская авиация;
  • береговые войска флота.

Но помимо деления на конкретные силовые структуры, весь Военно-Морской флот Российской Федерации делится на определенные части, образованные стратегической необходимостью и территориальной расположенностью. В соответствии с этим выделяют:

  • Балтийский.
  • Северный.
  • Каспийский.
  • Черноморский.
  • Тихоокеанский флот.

Последняя группировка является одной из самых масштабных, если учитывать численность техники и личного состава.

ВМФ России - Тихоокеанский флот

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальности. Флот в данном случае - это способ защитить основные выходы державы к Мировому океану. России является военной группировкой одноименного рода войск, входящего в Вооруженные силы государства. В его составе присутствует большое количество специальных технических средств. С их помощью группировка обеспечивает безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Поистине легендарная история представленной военной группировки обусловила её популярность и авторитет. Данный факт проявляется в существовании памятной даты, посвященной этому структурному подразделению вооруженных сил. Таким образом, 21 мая - это день Тихоокеанского России.

Имперский период в истории тихоокеанской группировки ВМФ

Территория Российской Федерации простирается на многие километры. Поэтому государство имеет множество выходов к морю. Но Тихоокеанский флот существовал далеко не всегда. Отправной точкой в его истории является 1716 год, когда был создан Охотский военный порт. На протяжении долго времени данная локация являлась основной морской базой на дальневосточных территориях. Следующим этапом развития структурного элемента ВМФ стал 1731 год. Эта дата ознаменовала появление Охотской военной флотилии, указ о создании которой был отдан императрицей Анной Иоанновной.

Свое первое крещение Тихоокеанский флот получил в 1854 году. С 18 по 24 августа два корабля, «Аврора» и «Двина», оказывали сопротивление превосходящей по силам англо-французской эскадре. В начале XX века Российская Империя начинает наращивать мощь тихоокеанской группировки в связи с обострением конфликтов с Японией. В этот период Тихоокеанский базируется на пункте, известном как Порт-Артур.

В 1904 году, в ходе русско-японской войны большая часть имперского флота была уничтожена, так как силы противника на море были превосходящими.

Тихоокеанский флот ВМФ России сыграл значимую роль в процессе становления власти советов на Дальнем востоке в 1917 году. Большая часть матросов группировки боролась за становление «красного» режима. Однако Тихоокеанский флот в 1926 году был расформирован. Восстановление подразделения произошло лишь через 6 лет. А уже с 1937 года начинает функционировать Тихоокеанское военно-морское училище. В период Второй мировой войны подразделение боролось с немцами и японцами.

После обретения РФ независимости Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье, начал стремительно развиваться. Эволюция этого подразделения вооруженных сил объясняется достаточно просто. Дальний Восток представляет важное стратегическое значение. Потому его защита является первостепенной задачей. В соответствии с этим в 2000 годах начинается тотальное техническое обновление Тихоокеанского флота.

На сегодняшний день представленное подразделение является одним из наиболее боеспособных, если анализировать всю структуру ВМФ. Тихоокеанский флот ВМФ России, контакты которого можно найти в интернете, имеет целый спектр функциональных направлений, которые будут представлены далее.

Основные задачи группировки

На сегодняшний день возникает множество вопросов о том, чем занимается Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье? Даже невзирая на относительно мирный климат, царящий во всем международном сообществе, упомянутая в статье военная группировка выполняет огромное количество функциональных задач.

  1. Тихоокеанский флот ВМФ России обеспечивает поддержание стратегических сил в боевой готовности для сдерживания возможной ядерной агрессии.
  2. Группировка защищает основные экономические районы в подконтрольном регионе.
  3. Обеспечивает реализацию любого рода внешнеполитических акций: деловых визитов, учений, миротворческих операций и т. п.
  4. Тихоокеанский флот ВМФ России, фото которого представлены в данной статье, также занимается обеспечением безопасности судоходства.

Таким образом, подразделение реализует важные задачи на территории дальневосточного региона. С целью обеспечения эффективности выполнения основных функций в Охотском море действует сразу несколько баз группировки. На сегодняшний день существует пять основных мест, где расположен Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является главной базой. Помимо неё, технический и личный состав группировки располагается в Фокино, Большом Камне, Вилючинске и Советской Гавани. Таким образом, дальневосточный рубеж перекрывается сразу по нескольким направлениям, что позволяет формированию более эффективно реализовать свои задачи.

Техническое оснащение Тихоокеанского флота

В состав дальневосточной группировки ВМФ на сегодняшний день входит большое количество техники разного типа. Сегодня основой Тихоокеанского флота являются следующие технические средства, а именно:


Если анализировать техническую составляющую Тихоокеанского флота более детально, то его основу составляют крейсеры проекта «Орлан», миноносцы «Сарыч», малые противолодочные корабли «Альбатрос», ракетные катера «Молния», противодиверсионные катера «Грачонок» и т. д. Элитой подразделений подводного типа являются большие и малые атомные подлодки «Антей» и «Щука-Б».

Особенности организационного состава Тихоокеанского флота

Следует отметить, что в структуре подразделения имеются не только подводные и надводные силы, но еще и некоторые специальные формирования. К примеру, большое значение играют группировки морской пехоты, зенитно-ракетные подразделения и подразделения Данные формирования обеспечивают эффективное выполнение функциональных задач, а также высокий уровень безопасности на дальневосточных рубежах.

Но возникает логичный вопрос, чем знаменит Тихоокеанский флот ВМФ России, помимо упомянутой технической базы? Ответом является легендарный флагманский корабль "Варяг".

Флагман ТОФ

Тихоокеанский флот ВМФ России, база которого располагается во Владивостоке, имеет в своем составе основной, ведущий корабль. Флагман проекта 1164 «Варяг» был спущен на воду в 1982 году. Невзирая на свой возраст, корабль отлично подходит для выполнения боевых задач современности. Он способен развить скорость до 32 узлов. Автономность плаванья может продолжаться около 30 дней. «Варяг» может содержать на своем борту 680 человек экипажа и преодолевать расстояние в 7000 миль. Показатель водоизмещения корабля составляет 11 300 тонн.

Что касается военной мощи, то ракетный крейсер «Варяг» может соперничать со многими современными кораблями. Вооружение флагмана состоит из нескольких элементов. Это:

  • вертолет «Ка-27»;
  • 2 зенитных комплексатипа «Оса»;
  • 2 торпедных аппарата;
  • 8 зенитно-ракетных комплекса «Форт»;
  • 16 установок типа «Вулкан»;
  • 6 установок «АК-630»;
  • одна установка «АК-130».

Таким образом, корабль, если учитывать его технические характеристики, может с достоинством носить статус флагмана.

Деятельность флагмана

Даже с учетом авторитетного статуса корабля «Варяг», он является боевым ракетным крейсером, который можно применять для выполнения боевых задач, о чем уже было указано ранее. Наиболее яркими примерами деятельности флагмана за последнее время является его участие в нескольких операциях. Во-первых, «Варяг» принял участие в российско-индийских флотских учениях, которые проходили в 2015 году с 7 по 12 декабря. Во-вторых, 3 января 2016 года крейсер сменил корабль «Москва» и обеспечил выполнение боевой задачи. Его основной целью было прикрытие авиагруппы ВВС Российской Федерации, которая действовала в тот момент на территории Сирии. Все поставленные перед флагманом цели были выполнены. Поэтому уже к лету 2016 года корабль вернулся во Владивосток со всем экипажем на своем борту.

Заключение

Итак, мы попытались выяснить техническое состояние и основные задачи, которые осуществляет Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является основной базой формирования на сегодняшний день. Следует отметить, что группировка представляет собой одно из самых смертоносных и развитых подразделений в составе Вооруженных сил РФ. Поэтому за безопасность дальневосточных морских границ нашей державы можно не беспокоиться.

Охотская Военная Флотилия находилась на Дальнем Востоке в Охотске и являлась главным военно-морским отделением . 21 мая 1731 г. из него появился Тихоокеанский Флот в целях охраны восточных пограничных линий и торговых путей.

1787-1790 г. на судне «Ясачная», была осуществлена 1-ая научно-исследовательская экспедиция, которая установила допустимость морского прохода вдоль Тихого океана и Сибири.
1799 г. Посланы корабли для создания неизменно действующей боевой флотилии . Командование вел контр-адмирал И.К.Фомин.

1803-1806 г. на судне «Надежда», под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского, был осуществлен 1-й Российский кругосветный поход с целью исследования Дальневосточных рубежей Российской империи. В итоге были тщательно исследованы берега острова Сахалин.

Судно Надежда

1806-1814 г. провели исследования, изучили и внесли колоссальный вклад моряки Балтийского флота, которые были направлены для помощи в Российско-американской компании.

1849-1855 г. корабль «Байкал», под управлением адмирала Г.И. Невельского, исследовал юго-западный берег Охотского моря и низовье Амура.

1849 г. Петропавловск-Камчатский становится основной стратегической военной базой

1854 г. с 18 по 24 августа, под управлением генерал-майора Василия Завойко, судно «Аврора» (командир -капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) конфронтировал англо-французской эскадре вместе с гарнизоном Петропавловска и боевым транспортом «Диана». Количество англо-французов составляло 218 орудий и примерно 2000 чел. против 67 наших орудий и примерно 1000 чел. В последствии 2-ух атак число соперников сократилась на 450 человек, наши утраты составили 100 человек. 27 августа противник отошел в Охотское море, однако и там его ожидало поражение.

1855 г. основной дислокацией было решено сделать наиболее безопасный Николаевск-на-Амуре. Активно исследовались Курильские острова, Охотское море и Камчатка. Тем не менее военная сила сохранилась на низком уровне.

1856 г. Флотилия начала называться Сибирской.

1871 г. дислокационная база передвинута во Владивосток.

1898 г. арендован у Китая Порт-Артуре, куда и перенеслась основная дислокация. В этом же году приняли проект кораблестроения «Для потребностей дальнего Востока», только работал он крайне не результативно.


Порт-Артур. Вход в гавань, и вид на Большой рейд

1904 г. К Порт-Артуру для нападения на Российскую эскадру вышел Японский флот . Два наиболее мощных судна мгновенно были лишены боеспособности. В знаменитом на весь мир неравном поединке, был сражен корабль «Варяг».

1905 г. 15 мая погибли ключевые силы, невзирая на героизм и отвагу русских моряков. Эта война выявила потребность умножения мореходных сил в этом районе.

1905-1907 г. Флотилия содействовала при противостоянии в восстаниях и революционных движениях.

1914 г. и вплоть до 1918 г. началось перемещение кораблей из Сибирской флотилии в состав прочих флотов на Севере и Средиземноморье для участия в военных операциях.

1917-1991 годы

1917 г. - матросы сражались против белогвардейцев и интервентов.

1918 г. в июле интервенты захватили флотилию и мореплаватели вели битву на суше.

1922 г. Из Амурской военной флотилии и отряда кораблей Владивостока были созданы Морские силы Дальнего Востока.

1926 г. Принято решение о расформировании Мореходных сил Дальнего Востока, а оставшиеся не многочисленные корабли и суда были отданы морской пограничной охране.

1932 г. Основаны заново Морские силы Дальнего Востока. Началось формирование береговой защиты, морская авиация, и построение новых кораблей и подводных лодок которые обладали наиболее мощным снаряжением.

1935 г. Новое название ТОФ, Морские силы получили одиннадцатого января.

1936 г. На вооружении стали появляться тральщики и эскадренные миноносцы.

1939 г. Сформировалась Северная Тихоокеанская Военная Флотилия, которая держала защиту Татарского пролива и Охотского моря. В Советской гавани находилась ее центральная стратегическая база.

1941-1945 г. Часть сил была перекинута на Полярный флот где принимала участие в боях.

1945 г. Северный Тихоокеанский ВМФ России расформирован

1947 г. Имелось 2 центральные дислокации: во Владивостоке-пятый ВМФ, а в Советской Гавани-седьмой ВМФ.

1953 г. Обе ранее существующие базы были объединены в единый Тихоокеанский флот.

В послевоенный период Тихоокеанский ВМФ понес грандиозные перемены. Для выхода в Мировой Океан он был оборудован более свершенными типами вооружения - подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с высокой независимостью, безграничной мореходностью и результативной силой.


Эсминец Северного флота

1961 г. Появилась и вошла в состав 1-ая автономная подводное судно ПЛ «К-45», на борту которого имелись крылатые ракеты.

1965 г. ТОФ удостоен Орденом Красного Знамени, за выдающиеся отличия пред Родиной.

1966 г. Осуществили кругосветное путешествие подводная лодка «K-163» и «K-116».

1972 г. Расчистка порта Читтагонг в Бангладеше. В Суэцком заливе произведено боевое обезвреживание.

1974 г. Охрана Персидского залива и Ормузского пролива.

1991-2010 годы.

После 1991 г. Флотилия с успехом разрешает установленные перед ней задачи.

1998 г. Объединены военные мощи ТОФ и Дальневосточного округа, а так же часть сил сосредоточенных на Камчатском полуострове. С судами военно-морских сил иных держав, в том числе Америки и Японии, велись тактические учения по маневрированию, совершенствовались навыки по оказанию помощи в море и на суше.

2008 г. судна ТОФ гарантировали защищенность судоходства в зоне Аденского залива.
Современное состояние.

На текущий момент первостепенными задачами представлены

-сохранение морских стратегических ядерных комплексов в непрерывной готовности в интересах ядерного сдерживания;
-гарантировать защиту экономической области и хозяйственных участков, остановка нелегальных действий;
-охрана новигации;
-осуществление политических мероприятий.

Состояние на настоящий период ТОФ-это 22 подводные лодки и 50 судов.

В 4 часа 19 августа 1945 года, за два часа пятьдесят минут до того, как из Советской Гавани корабли с десантом взяли курс на порт Маока (ныне - Холмск), находящийся на Южном Сахалине, в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) была получена шифрограмма Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке № 10, текст которой уже был приведен в предыдущей статье.

В 17 часов 5 минут 22 августа в штабе ТОФ была получена шифрограмма Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке № 677, приведенная там же. Она существенно меняла планы командования.

В соответствии с решениями командующего ТОФ адмирала И.С.Юмашева, принятыми на основании раздумий по последнему документу, появились две шифрограммы командующему Северной Тихоокеанской флотилией (СТОФ) - № 12146 от 28 августа и № 12600 от 1 сентября 1945 года.

В первой из них командующему СТОФ приказывалось:

“Совместно с командующим 16 армией 2 ДВФ оккупировать острова Итурупп и Кунасири, создав на них плацдарм для оккупации островов Малой Курильской гряды. На острова перевезти 355 стрелковую дивизию 87 СК 1 ДВФ, 113 Сбр и пушечный полк. Погрузку частей произвести в порту Отомари (ныне - Корсаков, И.С.). Из состава 355 СД два полка высадить на остров Итурупп, один полк - на остров Кунасири, После оккупации этих островов частями 113 Сбр осмотреть и оккупировать острова Малой Курильской гряды: Сусио-Сима, Акиюри-Сима, Юру-Сима, Харакару-Сима, Сибоцу-Сима, Тараку-Сима и Тодо-Сима. Для проведения операции дополнительно выделяются: СКР типа “Ф” № 6, ТЩ типа “АМ” №№ 273, 274, два ДС для пехоты, три ТДС, транспорты “Всеволод Сибирцев”, “Сталинград”, “Находка” и “Новосибирск”.

Командование операцией командующим ТОФ возлагалось на командующего СТОФ, которому предписывалось:

Установить связь с командиром 87 СК и решить все вопросы;
перевезти выделенный отряд из Маока в Отомари, обеспечив надёжную проводку за тралами;
закончить операцию к 3 сентября 1945 года.

Подавляющему большинству участников десантных операций эти документы не были известны, хотя, как и всегда, слухи ходили разные. Несомненно, что в период между поступлением этих двух документов в штаб ТОФ в ставке Верховного Главнокомандующего произошли определённые события, о которых можно только предполагать. В военном архиве никаких конкретных документов по этому вопросу нет.

В 21 час 55 минут 18 августа, т.е. за шесть часов до поступления первого из цитируемых документов, в штабе ТОФ была получена шифрограмма Ставки Верховного Главнокомандования:

“Главнокомандующему Советскими войсками на Дальнем Востоке, командующим войсками 1, 2 ДВФ и ЗБФ, командующему ТОФ.

Ставка Верховного Главнокомандования

ПРИКАЗЫВАЕТ:

На тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекращать. С пленными японцами обращаться хорошо...

№ 11126 СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ, СТАЛИН, АНТОНОВ”.

Северная Тихоокеанская флотилия (командующий вице-адмирал В.А.Андреев, член Военного совета генерал-майор береговой службы Г.Ф.Зайцев, начальник штаба контр-адмирал И.И.Байков) была оперативно подчинена 2-му Дальневосточному фронту. В главной базе флотилии, которая располагалась в Советской Гавани и оборонялась 113-й стрелковой бригадой и 365-м отдельным батальоном морской пехоты, дислоцировались 9 подводных лодок, СКР “Зарница”, 5 тральщиков, 24 торпедных катера, несколько отрядов сторожевых катеров и катеров-тральщиков. Авиация флотилии насчитывала 44 истребителя, 15 бомбардировщиков, 12 штурмовиков и 9 самолётов-разведчиков.

После взятия Южного Сахалина началось формирование десантов на южные Курилы, т.е. на острова южной части Курильской гряды и на острова Малой Курильской гряды: Шикотан, Сусио-Сима (Танфильева), Акиюри-Сима (Анучина), Юри-Сима (Юрий), Харакару-Сима (Дёмина), Сибоцу-Сима (Зелёный), Тараку-Сима (Полонского) и Тодо-Сима (Тодо). Командиром десантной операции по оккупации южнокурильских островов был назначен капитан 1 ранга И.С.Леонов.

Десант на остров Уруппу-То (Урупу) вышел из порта Отомари в 13 часов 50 минут 27 августа. Десант состоял из двух тральщиков типа УМС (589 и 590). На ТЩ-589 (капитан-лейтенант В.А.Марухин) размещалась одна рота 3-го батальона в количестве 178 человек, а на ТЩ-590 (капитан-лейтенант И.И.Моисеенко) - вторая рота в количестве 166 человек. Командиром десантного отряда был назначен капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн, командир 7 отдельного дивизиона тральщиков ОВР ВМБ Советская Гавань (СГВМБ) СТОФ, а командиром десанта - капитан В.И.Овсянников, командир 53-го отдельного пулемётного батальона Владимиро-Ольгинской ВМБ (ВОВМБ) ТОФ. Переход проходил в очень неблагоприятных условиях: туман, волна, дождь.

В 11 часов 20 минут 28 августа командир ВОВМБ выслал воздушный десант в количестве 34 человек из состава 364 ОБМП на двух самолётах типа “Каталина” с задачей захватить аэродром на острове Итурупп (Итуруп) и удерживаться до подхода корабельного десанта. В 13 часов 30 минут 28 августа самолёты из-за тумана аэродром не нашли, один из самолётов обнаружил перебои в работе мотора и резко пошёл на снижение, Оба самолёта произвели посадку в районе мыса Така-Саки (остров Урупу). И только 1 сентября автоматчики воздушного десанта были взяты на борт ТЩ-589, а 2 сентября влились в состав морского десанта, высаженного на остров Итуруп...

В 13 часов 15 минут 28 августа ТЩ-589 и ТЩ-590, благодаря усилиям дивизионного штурмана старшего лейтенанта Н.Д.Туманова, а также штурманов ТЩ-589 лейтенанта Ю.И.Макеева и ТЩ-590 Л.М.Бернадкина, в сплошном тумане вошли в бухту Рубецу (остров Итуруп) и встали на якорь на расстоянии 4 каб. от берега. Корабельными шлюпками был высажен первый бросок из состава экипажей тральщиков с задачей разведать места высадки и захватить плавсредства. Через 20 минут к борту уже были подведены пять самоходных японских барж и несколько шлюпок, которые начали использоваться как высадочные средства. К месту высадки десанта от начальника гарнизона острова Итуруп прибыли японские офицеры с заявлением о готовности капитуляции войск гарнизона. Из переговоров с парламентариями было установлено, что на острове Итуруп дислоцируется 89-я пехотная дивизия общей численностью 13.500 человек солдат и офицеров. Гарнизоном командует генерал-лейтенант Кейно-Угава.

К 14 часам 10 минутам ТЩ-590 закончил высадку десанта. ТЩ-589 осуществлял высадку до 16 часов 30 минут. В резерве на нём остался один взвод, который высадили на следующее утро, т.е. в 5 часов 29 августа.

В процессе переговоров с парламентариями, в качестве которых выступали штабс-капитан Танна - начальник гарнизона укреплённого района Рубецу - и комендант города, произошёл любопытный инцидент. Капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн предложил японцам немедленную капитуляцию, поскольку, как сказал он, японские войска на острове Сахалин и в Манчжурии уже капитулировали, и на этот счёт имеется чёткий приказ Императора. Штабс-капитан Танна заявил, что это ему известно, но приказа о капитуляции на Курильских островах нет, и он не может самостоятельно принять решение до выяснения этого вопроса с командующим войсками на Курильских островах, а потому и не может дать команду о сдаче оружия и о капитуляции; он просит отсрочки до завтрашнего утра. Капитан-лейтенант Брунштейн считал, что промедление с капитуляцией немыслимо и дал на размышления и связь с командованием два часа. В противном случае, - сказал он твёрдо, - будет вызвано большое количество авиации и подойдут основные силы. Это возымело действие. Штабс-капитан Танна согласился на предъявленные условия, и в 15 часов парламентёры удалились. Так что, не всё проходило гладко.

Убедившись в успешном ходе капитуляции гарнизона на острове Итуруп, командующий ТОФ адмирал И.С.Юмашев приказал одну роту перебросить на остров Кунасири (Кунашир), поставив перед ней задачу разоружения и принятия пленных на острове. Во исполнение этого приказания капитан-лейтенанту Г.И.Брунштейну было приказано принять одну роту, направлявшуюся на Итуруп, на ТЩ-590 и следовать на остров Кунашир. С этой целью ТЩ-590 в 5 часов утра 31 августа вышел из бухты Рубецу в бухту Хитокапу, находящуюся на острове Итуруп, куда и прибыл в 14 часов 55 минут, встав на якорь на рейде селения Факка-Ива. С помощью захваченной японской шхуны с берега приняли на борт 147 десантников под командованием командира батальона капитана В.И.Овсянникова. В 20 часов 5 минут вышли из бухты Хитокапу, ведя на буксире шхуну для высадки десанта. На шхуне было оставлено 5 автоматчиков и один моторист, которые контролировали действия японцев, управляющих шхуной. Перед ТЩ-590 стояла задача: прибыть в бухту Фурукомапу на острове Кунасири-Сима (Кунашир), высадить десант и, при необходимости, поддержать его своим огнём. Несмотря на свежий ветер, туман не расходился: видимость не превышала 5-7 каб. В 6 часов 15 минут тральщик прибыл в бухту Фурукомапу, встал на якорь и через сорок минут с помощью шхуны закончил высадку десанта. Однако, уже утром следующего дня этот десант был вновь погружен на тральщик и в 19 часов 55 минут 2 сентября высажен в бухте Рубецу. В этот же день, поздно вечером, в 23 часа 5 минут ТЩ-589 и ТЩ-590 вышли из бухты Рубецу в порт Отомари, куда и прибыли в 22 часа 3 сентября.

Десант на остров Кунасири-Сима (Кунашир) включал в себя три самостоятельных отряда, которые последовательно выходили из порта Отомари 31 августа, 1 и 2 сентября.

В 5 часов 15 минут 31 августа в порту Отомари закончил погрузку частей 113 Сбр десантный отряд под командованием капитана 3 ранга Б.И.Виниченко, который официально состоял в должности начальника отделения 2 отдела штаба ТОФ. Этот отряд состоял из десантных судов ДС-31 (капитан-лейтенант П.Г.Святенко), ДС-34 (ст. пом. ст.1ст. П.А.Абраменко) и сторожевого корабля типа “фрегат” СКР-4 (капитан-лейтенант М.Л.Звягин), предназначенного для навигационного и боевого обеспечения десанта. Всего было погружено: на ДС-31 - один батальон автоматчиков, разведрота (общая численность - 216 человек), два 45-мм. орудия; на ДС-34 - санитарная рота, батарея ИОПТД, рота ПТР (общая численность - 186 человек).

В 5 часов 30 минут отряд вышел из порта Отомари на остров Кунашир. В 5 часов 40 минут 1 сентября, на подходе к бухте Фурукомапу, этот отряд соединился с ТЩ-590, который следовал (выйдя, как говорилось выше, из бухты Рубецу) с задачей высадки десанта на этот же остров. В 6 часов 40 минут отряд капитана 3 ранга Б.И.Виниченко и ТЩ-590 совместно вошли в бухту Фурукомапу и приступили к высадке десанта. После высадки на берег первого броска прибыли японские офицеры-парламентёры, которые сообщили, что гарнизон острова Кунашир численностью в 1250 человек солдат и офицеров готов сложить оружие.

В 10 часов 5 минут 1 сентября десантный отряд капитана 3 ранга Б.И.Виниченко закончил высадку десанта на берег острова Кунашир, организовал круговую оборону и приступил к приёму военнопленных, вооружения и техники.

В 11 часов 10 минут 1 сентября из Отомари на Кунашир вышел второй десантный отряд под командованием капитана 3 ранга П.А.Чичерина (официально занимающего должность начальника орг-планового отделения отдела боевой подготовки штаба ТОФ), включающий транспорты “Вс.Сибирцев” и “Новосибирск”, на которые были погружены части 113 Сбр. На “Вс.Сибирцеве” находилось: 632 человека личного состава, 100 лошадей, 7 орудий, 30 автомашин, 65 тонн боезапаса и продовольствия; на “Новосибирске” : 1847 человек личного состава, 90 лошадей, 20 орудий, 26 автомашин, 280 тонн боезапаса и продовольствия. Для боевого обеспечения и навигационного лидирования в состав отряда были включены: сторожевой корабль типа “фрегат” СКР-6 (капитан 3 ранга В.К.Кулешов) и два тральщика типа “АМ” № 273 (старший лейтенант Т.А.Колов) и № 274 (старший лейтенант Н.П.Роговенко). Эти тральщики входили во 2-ю бригаду траления ТОФ (капитан 1 ранга С.А.Капанадзе) и были выделены в распоряжение капитана 3 ранга П.А.Чичерина для несения конвойной службы по приказанию командующего ВМОР ТОФ ещё 12 августа. С тех пор они проделали с ним путь более 1000 миль, из них с тралами - около 120 миль.

Наконец, в 12 часов 50 минут 2 сентября закончил погрузку и вышел на остров Кунашир третий десантный отряд под командованием капитана 3 ранга Н.А.Успенского, флагманского артиллериста СТОФ, несколько позднее занявшего должность заместителя оперативного отдела штаба Сахалинской флотилии. Он состоял из транспорта “Находка” и тральщика типа “УМС” № 591 (капитан-лейтенант А.А.Волынский), приданного для охранения. На транспорте находились части 113 Сбр: 1300 человек личного состава, 410 лошадей, 14 орудий, 54 автомашины, 400 тонн боезапаса и продовольствия.

В 4 часа 3 сентября десантный отряд капитана 3 ранга П.А.Чичерина прибыл в бухту Фурукомапу на острове Кунашир. В связи с отсутствием оборудованных мест для высадки десанта с транспортов (отсутствием приглубого пирса, наличием отмели у берега, большого наката), пришлось приступить к разгрузке с рейда с использованием корабельных шлюпок. Высаженному на берег личному составу была поставлена задача: разобрать прибрежные деревянные строения и удлинить пирс, чтобы дать возможность подойти транспортам. Эта задача, хотя и не сразу, но была выполнена.

Для усиления гарнизона на острове Урупу в 8 часов 30 минут 3 сентября из порта Отомари вышел десантный отряд под командованием капитан-лейтенанта Ляшенко. Он состоял из транспорта “Сталинград” и двух тральщиков типа “УМС”, № 522 (лейтенант В.Н.Коротков) и № 524 (капитан-лейтенант М.Д.Фурутин). На транспорте “Сталинград” находились части 484 СП, 2/83 АП, 355 СД 87 СК, всего: 2300 человек личного состава, 180 лошадей, 16 орудий, 47 автомашин, 4 трактора, 1100 тонн боезапаса и продовольствия. К острову отряд подошёл в 18 часов 30 минут 5 сентября, но вследствие шторма высадку на берег произвести не смог и в полном составе в 18 часов 11 сентября возвратился в Отомари.

Так осуществлялись десанты на острова южной части Курильской гряды.

Параллельно с осуществлением этих десантов был организован десант на самый большой из островов Малой Курильской гряды - на остров Шикотан. Этим отрядом командовал капитан 3 ранга А.И.Востриков. В него входили: минный заградитель “Гижига” (старший лейтенант А.А.Прохоров) и два тральщика типа “УМС” - № 594 (старший лейтенант Н.И.Афиногенов) и № 596 (старший лейтенант Б.А.Кукушкин). На корабли был погружен 2-й батальон 113 Сбр., в частности: на зм “Гижига” - одна стрелковая рота, миномётная рота, рота ПТР, тылы батальона, взвод ПТО - всего 430 человек личного состава, 59 лошадей, два 45 мм. орудия, две 3-тонных автомашины, 31 повозка, 50 тонн боезапаса и продовольствия; на ТЩ-594 - одна стрелковая рота и управление батальона, всего 200 человек; на ТЩ-596 - одна стрелковая рота, рота автоматчиков и санитарный взвод, всего 200 человек.

В 2 часа 30 минут 31 августа десантный отряд вышел из порта Отомари. В 9 часов 1 сентября он вошёл в бухту Сякотан на северо-восточной части острова. Сопротивление японцев отсутствовало. Корабли ошвартовались у пирса и приступили к выгрузке десанта. После высадки первого броска прибыли японские офицеры-парламентёры, которые сообщили, что на острове Шикотан дислоцируется 4 ПБр и полевой артдивизион, численностью 4 800 человек солдат и офицеров под командованием генерал-майора Дзио-Дой и что гарнизон готов сложить оружие. К 11 часам 42 минутам была закончена высадка десанта, организована круговая оборона, выставлен корабельный дозор и начат приём военнопленных, вооружения и техники. Интересно отметить одну деталь: боезапас на острове полностью отсутствовал, имелось только оружие; очевидно боезапас был заблаговременно уничтожен.

В 8 часов 20 минут 2 сентября десантный отряд капитана 3 ранга А.И.Вострикова, погрузив технику и часть вооружения, в полном составе вышел с острова Шикотан в порт Отомари и прибыл туда в 16 часов 12 минут 3 сентября.

Сложную эпопею высадки десантов на южные Курилы завершает десант на группу атолловых островов Малой Курильской гряды, которые теперь часто называют грядой Хабомаи. В литературе сведения об этом десанте практически отсутствуют. Всё дело в том, что он проводился уже после официально объявленного дня победы над Японией (3 сентября), который фактически являлся и днём окончания Второй мировой войны, с 3 по 5 сентября. Именно это обстоятельство привело к замалчиванию важных событий на протяжении нескольких десятков лет.

В начале статьи уже говорилось, что оккупация всех островов Малой Курильской гряды была предусмотрена решением командующего ТОФ адмирала И.С.Юмашева, о чём в шифрограммах № 12146 от 28 августа и № 12600 от 1 сентября давались конкретные указания командующему СТОФ вице-адмиралу В.А.Андрееву. Утром 2 сентября командующий СТОФ телеграммой № 7071 передал командиру высадки десантов на южные Курильские острова капитану 1 ранга И.С.Леонову, совмещавшему тогда функции командира военно-морской базы (ВМБ) Отомари, директиву: подготовиться к оккупации атолловых островов Малой Курильской гряды и доложить ему план действий 3 сентября. Учитывая наличие сил и средств на острове Кунашир, где в это время шла высадка людей и техники с транспортов, входивших в десантный отряд, возглавляемый капитаном 3 ранга П.А.Чичериным (который исполнял обязанности командира конвоя), Леонов передал директиву Чичерину, приказав при возможности занять острова.

В статье Б.Славинского “Советский десант на Хоккайдо и Южные Курилы. Мифы и действительность” (“Известия”, № 110 от 13 мая 1992 года) отмечалось, что, якобы, как свидетельствуют очевидцы (которые не назывались), “радиосвязь была очень плохая и последний (т.е. П.А.Чичерин, И.С.) воспринял переданное сообщение (о необходимости подготовить лишь план действий) как приказ начать 3 сентября возложенную на него ранее десантную операцию”.

В отчёте штаба ТОФ по оккупации южной части островов Курильской гряды и островов Малой Курильской гряды и в других документах того периода никаких сведений о плохой радиосвязи пока не обнаружено (хотя таковая, конечно, могла быть). В отчёте дословно указывается, что “ К 5.30 3.09 острова Кунашир, Итурупп и Шикотан были оккупированы, Командир ВМБ Отомари принял решение приступить к оккупации атолльных островов Малой Курильской гряды. Учитывая наличие сил и средств на острове Кунашир, командир ВМБ Отомари отдал приказание капитану 3 ранга П.А.Чичерину имеемыми кораблями и личным составом 113 Сбр оккупировать атолльные острова Малой Курильской гряды”. Из всех документов ясно следует, что действия капитана 3 ранга Чичерина были полностью одобрены и командующим СТОФ, и штабом ТОФ.

После высадки на Кунашир десанта с первого десантного отряда, СКР-4 ушёл в Отомари, Это произошло в 5 часов 30 минут 2 сентября. Десантные суда остались в бухте Фурукамапу, куда в 4 часа 3 сентября прибыл десантный отряд под командованием П.А.Чичерина. С получением приказания от капитана 1 ранга И.С.Леонова, в 6 часов 3 сентября, т.е. через полчаса после окончания высадки основных сил десанта, капитан 3 ранга Чичерин приступил к формированию десантного отряда, разработке документов и изучению района островов Малой Курильской гряды. Для обеспечения продолжающейся высадки войск на остров Кунашир он оставил СКР-6, командиру которого, капитану 3 ранга В.К.Кулешову, приказал: “До прихода отряда капитана 3 ранга Н.А.Успенского руководить высадкой, после чего поступить в его распоряжение, ознакомив его с обстановкой”. Отряд Успенского прибыл в бухту Фурукомапу в 8 часов 25 минут 4 сентября.

В итоге недолгих размышлений П.А.Чичерин решил сформировать две десантные группы. Командование первой группой, куда вошли ТЩ-274 и ДС-34 он возложил на командира ТЩ-274 старшего лейтенанта Н.П.Роговенко. Командование второй группой, куда вошли ТЩ-273 и ДС-31, возложил на командира ТЩ-273 старшего лейтенанта Т.А.Колова. На каждый из десантных судов было погружено по одной стрелковой роте 113 Сбр, которая высаживалась на южные Курилы. Десантному отряду в целом была поставлена задача: произвести разведку, выявить систему обороны островов и навигационную безопасность; в случае отсутствия организованного сопротивления противника произвести высадку десанта и занять острова.

В 9 часов 3 сентября командиры десантных групп получили боевой приказ капитана 3 ранга П.А.Чичерина:

“ТЩ-273 и ДС-31 следуют от острова Кунашир в 11.00 и производят очищение островов Суисио-Сима, Акиюри-Сима и Юру-Сима. Очищение островов закончить к 18.00. ТЩ-274 и ДС-34 снимаются в 11.00, следуют к островам: Сибоцу-Сима, Тараку-Сима и Харакару-Сима. К 18.00 закончить их очищение, после чего возвратиться к острову Кунашир для охраны транспортов.

Фрегату № 6 остаться на рейде и охранять транспорты.

Командир конвоя находится на ТЩ-274. Связь с ним и с ДС ДС - по УКВ. Связь с фрегатом на КВ в полмощности - работать ключём, но открытым текстом”.

В 11 часов 19 минут 3 сентября все корабли снялись с якорей и в 11 часов 35 минут построились в ордер. Штурманом отряда, детально проработавшим маршрут, был капитан-лейтенант Г.В.Григорьев. Совместно шли недолго. В 13 часов 40 минут первая группа направилась к острову Сибоцу-Сима, а вторая самостоятельно пошла к острову Суисио-Сима. В 14 часов 55 минут ДС-31, входивший в эту группу, подошёл к берегу и начал высаживать десант. В это время с ТЩ-273 был замечен японский кавасаки, идущий от острова Акиюри-Сима к острову Хоккайдо. Тральщик пошёл на пересечку курса, пытаясь сигналами его остановить. Это было непросто, Кавасаки пытался уйти за остров Акиюри-Сима на мелкое место. Пришлось дать очередь по корме и по носу с выносом 5-6 метров прежде, чем он остановился. Спустили бот и направили команду для осмотра. На борту оказались 5 мужчин, 12 женщин и 5 детей - пытались бежать в Японию. Посадили на кавасаки 6 автоматчиков под командованием боцмана, главного старшины И.И.Боброва, и 8 человек краснофлотцев на своём боте под командованием старшего лейтенанта Свинарёва (старший инструктор политотдела) с задачей: семьи японцев высадить на берег острова Акию.ри-Сима, разведать место подхода ДС-31 для высадки десанта и занять остров.

В 16 часов ДС-31 закончило высадку десанта на остров Суисио-Сима и направилось к острову Юру-Сима. С берега донесли: гарнизон на острове Акиюри-Сима в составе 10 солдат сдался в плен без сопротивления. На четырёх зданиях подняты наши государственные флаги. Японские флаги спущены.

В 17 часов 40 минут ДС-31 высадило десант на остров Юру-Сима и донесло, что гарнизон в составе 40 солдат, одного ефрейтора и одного офицера сдался в плен без сопротивления. В 17 часов 58 минут ДС-31 подошло к уже занятому острову Акиюри-Сима для высадки корабельного десанта с ТЩ-273. Прежний десант, во главе со старшим лейтенантом Свинарёвым, покинул остров и перешёл на ТЩ-273, передав остающимся десантникам пленных, 8 лошадей и население острова, всего 35-40 человек, а также один исправный кавасаки. К 19 часам 45 минутам вторая группа завершила очищение трёх островов Малой Курильской гряды и проследовала к острову Кунашир.

При подходе первой группы к острову Сибоцу-Сима противник не оказал сопротивления и сложил оружие. Было пленено 420 солдат и офицеров. Всё это заняло довольно много времени. На острове была оставлена стрелковая рота 113 Сбр. На острове Харакару-Сима войск и населения не оказалось, однако там были оставлены 20 краснофлотцев из корабельного десанта с ТЩ-274. 4 сентября был высажен десант на остров Тараку-Сима, где было пленено 92 японских солдата и офицера. В тот же день, погрузив пленных на ДС-34, корабли группы самостоятельно вернулись на рейд бухты Фурукомапу, где несли охранение транспортов до 4 часов 8 сентября. В этот день они продолжили и закончили снятие военнопленных и вооружения с островов Сибоцу-Сима и Тараку-Сима. Было снято солдат и офицеров 221 человек и взято 700 винтовок.

Таким образом закончить очищение островов к 18 часам 3 сентября, как планировалось П.А.Чичериным вначале, не удалось. За всё время выполнения боевого задания по занятию атолловых островов Малой Курильской гряды материальная часть на кораблях работала хорошо, а личный состав проявлял выдержку, мужество и находчивость. Особенно затрудняло выполнение задания плохое обеспечение картами. На кораблях практически отсутствовали сколько-нибудь подробные карты и, тем более, планы. Была только генеральная карта № 1035. И в этих условиях, в навигационном отношении, плавание прошло без аварий, что, безусловно, говорит о высокой выучке и прекрасной сплаванности экипажей.

В этот же период, но отдельно, выполнялись действия по овладению островом Тодо-Сима, на котором находился мощный маяк. Задача по овладению этим островом была поставлена минному заградителю “Океан” (капитан-лейтенант Н.И.Алфёров), который должен был, высадив корабельный десант, разоружить находившийся на острове гарнизон и обрезать подводный кабель, идущий от острова Тодо-Сима к острову Хоккайдо и в Маока (ныне - Холмск), на Сахалин. Вечером 3 сентября “Океан” подошёл к острову Тодо-сима и встал на якорь в избранной точке. Утром, на рассвете, 4 сентября, на корабельном катере был высажен десант в количестве 25 человек. Катер вошёл прямо в ковш. Японцы вооружённого сопротивления не оказывали. К вечеру весь остров находился в руках десантников, в том числе маяк, радио- и метеостанции и сигнальный пост. Подводные кабели были найдены и обрезаны. У гарнизона было изъято 125 винтовок, 4 ящика патронов, гранатомёт, несколько ящиков гранат и другое военное снаряжение. Маяк был тщательно обследован и 5 сентября введён в строй действующих маяков. Для охраны маяка и радиостанции на острове были оставлены 8 краснофлотцев с оружием. Им одновременно вменялось в обязанности обслуживать маяк и нести вахту на посту СНиС. 5 сентября вечером “Океан” снялся с якоря от острова Тодо-Сима и направился в Советскую Гавань для прохождения планово-предупредительного ремонта. Десантная операция на южные Курилы в основном была закончена 4 сентября. В дальнейшем, как уже отмечалось, производилась плановая перевозка войск 87 СК и эвакуация военнопленных и техники. По состоянию на 20 сентября 1945 года на южнокурильских островах находились следующие гарнизоны:

1. На острове Итуруп - 442, 387 СП; 1/83 АП; сапёрный батальон, батальон связи, самоходный артдивизион 355 СД.
2. На острове Кунашир - части 113 Сбр.
3. На острове Шикотан - второй батальон 113 Сбр.
4. На острове Суисио-Сима (Танфильева) - взвод автоматчиков 113 Сбр.
5. На острове Юру-Сима (Юрий) - взвод автоматчиков 113 Сбр.
6. На острове Акиюри-Сима (Анучина) - 20 человек корабельного десанта с ТЩ-273 (впоследствии заменён частями 2 ДВФ).
7. На острове Харукару-Сима (Дёмина) - 20 человек корабельного десанта с ТЩ-274 (впоследствии заменён частями 2 ДВФ).
8. На острове Сибоцу-Сима (Зелёный) - стрелковая рота 113 Сбр.
9. На острове Тараку-Сима (Полонского) - взвод автоматчиков 113 Сбр.

К этому времени на южных Курилах было пленено около 20 000 человек японских солдат и офицеров, тогда как общая численность пленённых гарнизонов на островах Курильской гряды достигала 50442 человек.

Нельзя не отметить чёткой работы штаба командира высадки десантов капитана 1 ранга И.С.Леонова и слаженности экипажей кораблей, которые в условиях неблагоприятной погоды и плохого навигационного обеспечения сумели в очень короткий срок осуществить погрузку, перевозку и выгрузку большого количества людей и техники. Воинские перевозки такого масштаба силами Тихоокеанского флота тогда осуществлялись впервые. Сложность обстановки усугублялась тем, что высадка войск производилась на необорудованное побережье ограниченными (как количественно, так и качественно) высадочными средствами в осеннее время, когда преобладали туманы и штормовые ветры, с открытых рейдов при значительном числе тяжеловесов (артиллерия, автомашины, лошади и пр.).

Конечно, японские гарнизоны уже не оказывали сопротивления, но заранее десантники об этом не знали и были готовы ко всяким неожиданностям. В свою очередь, ни один из них не дал никакого повода к оказанию такого сопротивления: со стороны десантников не прозвучало ни единого выстрела, и это позволило провести всю операцию без потерь . Иным это может лёгким делом, мы больше привыкли к кровавым операциям. Но на самом деле достичь военного успеха без потерь гораздо сложнее. И это заслуга всех участников.

К сожалению, их не перечислить. За фамилиями командиров соединений и кораблей стоит множество опытных моряков и воинов, прошедших через многие фронты Великой Отечественной войны. В основном команды кораблей состояли из черноморцев, но не только.

Вот, например, помощник командира ТЩ-274 старший лейтенант А.Ф.Горелов, ленинградец, родившийся в 1910 году, в 1942-43 годах участвовал в десантных операциях на Онежской военной флотилии, за что получил орден “Красного Знамени”, и в обороне Сталинграда, за что был награждён медалями “За боевые заслуги” и “За оборону Сталинграда”. После высадки десанта на южные Курилы он был представлен к ордену “Отечественная война” І-й степени и получил этот орден, хотя и ІІ-й степени. Таких примеров можно привести множество.

Именно выучка личного состава и высокая дисциплина дала возможность слаженно действовать и транспортам, и кораблям, выделенным из различных соединений и сгруппированным для решения оперативных задач.

Тральщики №№ 591, 522, 524, 589 и 590 входили в 7 ОДТЩ ОВР СГВМБ СТОФ (капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн). тральщики №№ 594 и 596 были из состава 12 ДТЩ ОВР ВОВМБ ТОФ (которым временно командовал командир ТЩ-592 капитан-лейтенант В.Ф.Свитов). тральщики №№ 273 и 274 относились ко второй бригаде траления ВМОР ТОФ (капитан 1 ранга С.А.Капанадзе); сторожевые корабли СКР-4 и СКР-6 входили в первую бригаду СКР ТОФ (капитан 3 ранга Беспалов), а ДС-31 и ДС-34 относились к первому отряду десантных судов ТОФ (старший лейтенант Бережной).

Командирами десантных отрядов назначались очень опытные офицеры. Так, капитан 3 ранга А.И.Востриков, находившийся в должности начальника отдела оперативной и боевой подготовки штаба ВОВМБ ТОФ, до этого прошёл нелёгкий боевой путь на Черноморском флоте. Подстать ему были капитаны 3 ранга Б.И.Виниченко и П.А.Чичерин, уже длительное время служившие на Тихоокеанском флоте и хорошо знавшие театр.

Всё это, в своей совокупности, и обеспечило успех операции, в результате которой Россия вновь обрела Южные Курилы.

Пора пристуать к крейсерам Владивостокского отряда … систематично … а потому пойду пожалуй по алфавиту
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Заложен 21 декабря 1899 года на верфи Вулкан в Штеттине. Введен в строй в августе 1902 года. Крейсер строился по судостроительной программе «для нужд Дальнего Востока».
В конце октября 1902 года, завершив последние работы, испытания башенных установок и стрельбы, «Богатырь» вместе с броненосцем «Победа» направился в Либаву, где собирался отряд контр-адмирала Э.А.Штакельберга, назначенный для следования в Тихий океан. В состав отряда вошли броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсера «Диана», «Паллада», «Богатырь» и «Боярин». В греческих водах к отряду должны были присоединиться ранее отправленные в плавание 5 миноносцев иностранной постройки типа «Властный» и 2 отечественной - типа «Буйный».
В ходе перехода крейсер показал себя превосходно, в отличие от других кораблей отряда, и 9 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур в совершенно исправном состоянии. Неплохое бронирование корабля вероятно послужило основанием для включение его в отделявшийся от Первой Тихоокеанской эскадры Владивостокский отряд крейсеров. 24 сентября 1903 года «Богатырь» покинул Порт-Артур и вместе с «Громобоем», «Россией» и «Рюриком» направился во Владивосток.
В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К.П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет. Следуя в тумане, с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток. Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года. «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года, уже после окончания войны.
Потрясавшие Россию в 1905 году бунты и мятежи грозили докатиться до Владивостока. Опасаясь вовлечения в них экипажей крейсеров отряда, владивостокское начальство поспешно избавилось от них - доставляя солдат на освобождавшуюся Японией северную половину острова Сахалин, крейсеры получили приказ прямо из Де-Кастри следовать в Россию. 11 ноября 1905 года корабли направились к Корейскому проливу. Служба крейсера на Дальнем Востоке завершилась.
17 января 1906 года в гавани Коломбо «Богатырь» отделился от отряда, взяв на борт всех призванных на корабли во время войны из запаса. Передав запасных в Порт-Саиде на пароход, идущий в Севастополь, «Богатырь» получил приказание морского министра следовать дальше, не ожидая отряда.
6 марта 1906 года крейсер маршрутом Алжир - Шербур - Кильский канал прибыл в Либаву.
В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
Крейсер "Богатырь" в бухте Золотой Рог. начало 1904 года